Главная » 2011 » Июль » 19 » Права человека зависят от того, каков его социальный статус
19:35
Права человека зависят от того, каков его социальный статус
Мальчишка, просидев год, по обвинению в покушении на губернатора, был полностью оправдан. Но до сих пор поражен в правах
Четвертый год тянется в судах дело Тимура Саидгареева, оправданного по обвинению в посягательстве на жизнь губернатора города Валентины Матвиенко. Тимур Саидгареев, Владислав Баранов и Равиль Муратов обвинялись в том, что планировали покушение на губернатора Петербурга. Всем троим было предъявлено обвинение в приготовлениях к посягательству на жизнь государственного деятеля, незаконном обороте оружия и боеприпасов и в терроризме.
«Заговорщики» были арестованы сотрудниками УФСБ по Петербургу и Ленинградской области 17 мая 2007 года возле цирка на Фонтанке, где их положили лицом в газон. Спустя год присяжные единодушно оправдали обвиняемых – за отсутствием состава преступления. 7 апреля 2008 года их освободили в зале суда. Силовики подали кассацию, однако в июне 2008 года Верховный суд РФ оставил в силе приговор Петербургского городского суда. После чего уже пострадавшие сами подали иски о компенсации морального и материального ущерба. Наконец, Петроградский районный суд вынес решение по иску Тимура Саидгареева к Российской Федерации, который требовал в качестве моральной компенсации три миллиона рублей за незаконное уголовное преследование. Суд счел требование Саидгареева обоснованным, но иск удовлетворил частично, в размере 150 тысяч рублей. Саидгареев с таким решением не согласен. Подробнее об этом корреспонденту «Свободной прессы» рассказал адвокат Владислав Лапинский.
корреспондент - Почему вы решили, что ему должны выплатить именно 3 млн. рублей?
- Нам не нужно это обосновывать. Суд определяет сумму компенсации, но как он определяет, из чего исходит, непонятно. Но суммы должны быть адекватные. Вот Саидгарееву за год в тюрьме присудили 150 тысяч рублей. А начальнику Санкт-Петербургской таможни Ивану Мушкету за три месяца в тюрьме – миллион. У нас критерием являются не страдания, не время отсидки, а чем человек занимается, каков его социальный статус.
корреспондент - А были дела, когда вам удавалось выиграть в суде большую сумму компенсации за моральный вред?
- У меня начальников таможни среди клиентов не было.
корреспондент - Получается, что у судей такой избирательный подход к назначению компенсации?
- Получается – да. Разным людям – разные компенсации.
корреспондент - Что там было на самом деле, когда этих, как потом выяснилось, ни в чем не виновных мальчишек посадили, предъявили такое тяжелое обвинение – терроризм, покушение на жизнь губернатора?
- Тогда в Петербурге шел международный антитеррористический форум, И прямо на этом форуме было объявлено, что задержали опасных террористов, которые покушались на жизнь Матвиенко. Один учащийся, школьник, один непонятно кто, и мой подзащитный Саидгареев – инженер-механик.
корреспондент - Ему удалось реабилитироваться, придти в себя после тюрьмы?
- Как раз после отсидки он потерял работу и до сих пор безработный.
корреспондент - Он же молодой парень, ему лет тридцать, хорошая профессия. Почему он без работы?
- Не найти ему работу. Стоит на бирже труда.
корреспондент - Какие перспективы у вашего иска, как вы думаете?
- Я полагаю, что суд пересмотрит дело. Что он проверит те наши аргументы, на которые до сих пор не было обращено внимание. За арест, за год в тюрьме ему компенсировали. Но потерю здоровья судья не рассматривала. То, что он по сути два года был в списках террористов – не рассматривала. Ему присудили деньги – компенсацию зарплаты за то время, что он сидел в тюрьме, но получить он их не мог – это тоже суд не рассматривал. Мы просим частично отменить решение Петроградского суда, присудившего Саидгарееву 150 тысяч рублей компенсации вместо запрашиваемых 3 миллионов рублей.
корреспондент - Человек, состоящий в списках террористов, серьезно поражен в правах?
- Он не может забрать паспорт, не может получить деньги в банке, не может открыть расчетный счет, его счета арестованы. Он не может получить пособие по безработице. Лишь в августе прошлого года было признано, что Тимур Саидгареев не террорист. Но этого ему пришлось добиваться в суде – чтобы его исключили из списка лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Банки, куда была разослана соответствующая информация, отказывали Саидгарееву в открытии расчетного счета. Почти два года понадобилось для того, чтобы его исключили из списка лиц, причастных к террористической деятельности.
корреспондент - На что он жил-то всё это время?
- Родители его содержат.
А в это время
Приморский районный суд оправдал бывшего начальника Санкт-Петербургской таможни Ивана Мушкета. В качестве компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование с Российской Федерации в пользу Мушкета взыскано 3 миллиона рублей.
Мушкета обвиняли в получении взятки: ООО «Строительная корпорация «Петрострой» отремонтировала ему квартиру и дачу, якобы за предоставленную Мушкетом этому ООО возможность ремонта здания Санкт-Петербургской таможни.
Вторым эпизодом были выделенные «Петрострою» на ремонт примерно 18 миллионов рублей спонсорских денег. Следователи решили, что Мушкет не имел права привлекать спонсорские деньги для ремонта здания государственного учреждения, и сделали вывод о превышении должностных полномочий, подорвавшем престиж работников таможни.
Третьим эпизодом стал выделенный «Петрострою» миллион уже бюджетных рублей - по мнению следствия, на тендере, устроенном для освоения государственных денег, с помощью подставной компании эта фирма конкурировала сама с собой. Чему якобы вновь содействовал Иван Мушкет, превысив должностные полномочия.
Кроме того, по мнению следствия, Иван Мушкет превысил должностные полномочия, разрешив ООО «БалтМеталлИмпекс» работать в таможенном режиме переработки товаров вне таможенной территории России. Следователи решили, что Мушкет не должен был давать такое разрешение, потому что проконтролировать соблюдение условий таможенного режима на Санкт-Петербургской таможне не представлялось возможным.
Но в феврале 2009 года Василеостровский районный суд признал Ивана Мушкета невиновным по всем эпизодам в связи с отсутствием состава преступления. В ноябре 2010 года тот же Василеостровский суд постановил возместить Ивану Мушкету имущественный вред, причинённый в ходе уголовного преследования (затраты на адвоката, лечение и пр.) в размере почти в полмиллиона рублей.
Таким образом, это резонансное уголовное дело прошлого десятилетия обойдётся государству почти в 3,5 миллиона рублей. Впрочем, фактически российские налогоплательщики заплатили за это уголовное дело значительно больше: на протяжении нескольких лет этим делом занимались следственно-оперативная бригада Генеральной прокуратуры РФ под руководством следователя Магомеда Магомедрасулова, а потом многочисленные суды.