Недавний афронт Жерара Депардье, выбравшего своей новой родиной Россию, выглядит неожиданным лишь на первый взгляд. Прославленный актер с юных лет привык жить размашисто, отбрасывая прочь мешающие ему условности, — и кто скажет, что это не по-русски?
Уже больше трех десятилетий Депардье остается любимейшим актером Франции, одним из его символов в глазах всего мира. При этом его отношения с соотечественниками давно уже не идеальны: французов раздражают и буйные выходки «короля Жеже», как его фамильярно называют друзья, и его выставляемое напоказ богатство, и та самая всемирность, которую многие считают непатриотичной.
Немудрено, что в недавнем споре с социалистическим правительством, решившим отобрать у Депардье — как и у других богачей — 75% доходов, не только простые зрители, но и коллеги из мира искусства оказались не на стороне актера. Комик Филипп Торретон сравнил его с крысой, бегущей с тонущего корабля, а премьер-министр Жан-Марк Эро назвал его решение переехать в соседнюю Бельгию, где налоговый режим куда мягче, «жалким поступком». Депардье будто того и ждал, отослав премьеру свой паспорт вместе с гневным письмом: «Кто вы такой, месье Эро, чтобы меня судить? Я никого не убивал и не грабил, за 45 лет я заплатил 145 миллионов евро налогов, я обеспечиваю работой 80 человек». В завершение он объявил, что, если Франция не нуждается в нем, он будет рад считать себя гражданином мира.
С новым российским паспортом с Саранске. Январь 2013 года
Сказано — сделано: уже через несколько дней президент Путин предоставил Депардье российское гражданство «за вклад в отечественное искусство и кинематограф». За этим последовали три-умфальное турне актера по русской провинции, присуждение ему звания «почетного удмурта» и приглашение поработать в Тюменском драмтеатре с окладом 16 тысяч рублей. Комментируя свое решение, Депардье ссылался на давнюю любовь к России, ее культуре и лично к президенту. А также на то, что его отец в свое время был коммунистом и передачи Московского радио были чуть ли не первым впечатлением маленького Жерара. О своем детстве в городке Шатору в самом центре Франции он рассказывал охотно, но каждый раз иначе. То оказывалось, что он жил в большой дружной семье, где отец, мать и шестеро детей жили душа в душу. То выходило, что Рене Депардье по прозвищу Деде постоянно мыкался без работы и пьянствовал, а его отпрысков воспитывала улица.
Истина, похоже, где-то посередине — Рене был отличным мастером-жестянщиком. они с женой Алисой любили и друг друга, и детей. Жерар, который появился на свет 27 декабря 1948 года, был их третьим ребенком. Позже родились еще трое малышей. Прокормить их в голодное послевоенное время было делом нелегким. К тому же Рене уволили с завода, он перебивался случайными заработками и с горя начал крепко выпивать. Жерар вспоминал, как в школе сгорал со стыда, видя в окно своего папашу, мирно спящего в канаве. Но горе было тому из одноклассников, кто смеялся над семейными проблемами Жеже или над его заиканием! В двенадцать лет он имел рост 175 сантиметров и увесистые кулаки, которые, не задумываясь, пускал в ход.
В ту пору в Шатору располагалась американская авиабаза, и Жерар вместе с другими мальчишками охотно проводил время в гостях у американских летчиков. Там он не только подкармливался пайковым шоколадом, выменивал. чтобы потом перепродать, сигареты, но и слушал только что появившийся рок- н-ролл и смотрел голливудские фильмы. Особенно ему нравился кумир молодежи Джеймс Дин в картине «Бунтарь без причины» — сильный. уверенный, никому не спускающий обид. Жеже старался быть таким же: позже, когда он устроился официантом в бар при авиабазе, немало джи-ай получили от него табуреткой по голове за вполне невинные шутки. «Золотые были времена! Я дубасил джи-ай под музыку Пресли…» — говорит Депардье. Впрочем, он проявил себя не только бунтарем, но и неплохим бизнесменом — от торговли американскими сигаретами перешел к спекуляции виски, деля прибыль с американцами. Когда полиция села ему на хвост, он едва успел выбросить контрабанду из машины. Но автомобиль оказался числящимся в угоне, и 14-летнего нарушителя на три недели упекли в тюрьму.
Выйдя на свободу, Жерар узнал, что его исключили из школы, но нисколько не огорчился. Устроившись наборщиком в типографию, он впервые стал читать что-то кроме дешевых комиксов. Среди прочитанных им тогда книг были «Отверженные» и «Граф Монте-Кристо» — он вряд ли думал, что много лет спустя сыграет главные роли в экранизациях этих шедевров. Тогда же он записался в боксерскую секцию, где приобрел не только умение драться и сломанный нос. но и солидный авторитет в преступной среде. Друзья — хулиганы свели его с бывалыми ворами, обучившими новичка виртуозно очищать чужие карманы и сбывать бензин, украденный с той же авиабазы. Жерара не раз ловили, но отпускали как несовершеннолетнего — только поставили на учет в полиции, где он должен был отмечаться каждый месяц.
«Я был гиперактивным», — говорит Жерар о своем детстве. Сексуальную жизнь он, по собственному признанию, начал в 12 лет. Его друг Доминик рассказывал, что Жерар знакомился с девушками в бассейне: «Он мог уболтать кого угодно. Поговорит немного, потом уводит девицу в душевую кабинку и делает с ней все, что ему захочется». Позже он ездил на Лазурный берег, но не тратить деньги, как все остальные, а зарабатывать, ублажая дам среднего возраста, — высокий блондин с атлетической фигурой был у дам нарасхват. А когда родители после непрерывных ссор выставили его из дома, он нашел приют в квартирке подруг-проституток Мишель и Ирен и сделался на время их сутенером.
Первые роли на сцене. 1970 год
Однако в этой веселой компании воришек и девиц легкого поведения Жерару было тесно. Он старался заводить друзей из хороших семей, и однажды один из них, Мишель Пилорже, пригласил его в гости к родным в Париж. Эта поездка осенью 1964 года решила судьбу Депардье: гуляя по столице, он забрел в актерскую студию и неожиданно для себя самого захотел туда поступить. Его забраковали — долговязый подросток от смущения двигался как деревянный и к тому же заикался и говорил на жутком «патуа», провинциальном диалекте. Правда, в конце прослушивания он, корча смешные рожи, сумел заставить всех присутствующих рассмеяться. Но этого было мало; Жерар, не терпевший проигрывать, твердо решил, что станет актером.
«Вечерний крик баклана над джонками». 1970 год
От друзей он узнал о школе Жан-Лорана Коше, где учили актерскому мастерству так дешево, как нигде в Париже, и при этом на совесть. Коше, бывшая звезда знаменитой «Комеди Франсез», научил его всему, что знал, а заодно вылечил от заикания — по его совету Депардье по два часа ежедневно слушал «Волшебную флейту» Моцарта и уже через два месяца говорил, как будто пел. В студии Коше он встретил и будущую жену — миниатюрная блондинка Элизабет Гиньо была старше его на семь лет, принадлежала к богатой буржуазной семье и не сразу обратила внимание на хулиганистого провинциала, но его упорство, как обычно, решило дело. Их роман завязался в бурные дни студенческих волнений 1968-го; Жерар был чужд политике, но однажды в кафе все же ввязался в драку с полицией и едва не угодил в тюрьму. Позже он вспоминал: «Революция — это для тех, у кого есть деньги. Меня она не волновала, зато во время митингов я успешно срезал с рук часы». Если Депардье не привирает, то вернуться к преступному промыслу его заставила любовь — цветы и подарки стоили немало, но ему хотелось ухаживать красиво.
У мальчика был врожденный дефект костей. 1979 год
В 1970 году они с Элизабет поженились, а через год у них родился первенец Гийом. «Когда мы познакомились, я был сущим дикарем. — признается Депардье. — Это она научила меня всему, позволила выразить то, что я носил в себе, сам этого не зная. Без любви и терпения Элизабет из меня не вышло бы актера». В 1973-м у супругов родилась дочка Жюли, и тогда же карьера Жерара наконец пошла на взлет, хотя еще до этого он сыграл с десяток мелких ролей в фильмах режиссеров «новой волны», познакомившись с такими звездами, как Жан Габен и Ален Делон. Еще один новый знакомый, Патрик Деваэр, пригласил его в фильм молодого, но уже известного режиссера Бертрана Блие
Со своим другом и коллегой Патриком Деваэром, который застрелился в 1982 году в возрасте 35 лет.
«Вальсирующие», где снимались сам Патрик и его подруга Сильветт, больше известная как Миу-Миу. Эта черная комедия о похождениях двух безбашенных плейбоев, полная насилия и секса, внезапно «поймала волну» общественного интереса и вознесла ее создателей на вершину славы. После этого Блие счел Жерара, сыгравшего одну из главных ролей, своим талисманом и снял его еще в шести картинах. Скандальных «Вальсирующих» в СССР, конечно же, не показывали, но в 80-е годы советские зрители узнали и полюбили Депардье по трем другим фильмам, снятым режиссером Франсисом Вебером, — это были «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы». Партнером Жерара там выступил молодой, но уже известный зрителям Пьер Ришар, и на первых порах Депардье робел перед этим блестяще образованным и остроумным аристократом, играющим недотепу. Со временем они сработались, хотя близкими друзьями не стали; об их совместной работе Жерар отзывался так: «Даже кошка с собакой научатся ладить, если их запихнуть в один мешок».
Полюбившийся многим дуэт распался, когда Вебер уехал за славой в Голливуд. И если Ришар так и остался в памяти зрителей комическим простаком, то Депардье быстро зарекомендовал себя как актер уникального диапазона, способный играть любые роли — маленькие и большие, смешные и трагические. Он снялся у ведущих мастеров европейского кино — Бертолуччи («XX век»), Трюффо («Последнее метро»), Вайды («Дантон»), — получив две премии «Сезар» за «Последнее метро» и «Сирано де Бержерака», снятую в 1990 году Жан-Полем Рапно экранизацию пьесы Ростана. За последний фильм он был выдвинут на «Оскар», но конкуренты устроили ему настоящую травлю: в бульварных газетах появились цитаты из интервью актера, из которых следовало, что еще в девять лет он участвовал в изнасиловании. Американская публика возмутилась, и награда ушла в другие руки, хотя Жерар клялся, что его неправильно поняли, что он говорил, что стал свидетелем изнасилования…
Катрин Денев утверждает, что с Депардье её связывала только дружба. 1984 год
Вместе с громкой известностью Депардье приобрел множество поклонников и, что еще важнее, поклонниц. Привыкнув брать от жизни все, он не мог устоять перед соблазнами, хотя долгое время, оберегая покой семьи, хранил свои романы в строжайшей тайне. Молва приписывала ему близкие отношения чуть ли не со всеми актрисами, игравшими с ним в паре, — это и Катрин Де- нев, и Изабель Аджани, и Настасья Кински, и даже не наделенная модельной внешностью Вупи Голдберг. Сами они этих отношений не афишировали, но отзывались о Жераре восторженно и сохраняли дружбу с ним много лет спустя. Денев, с которой он сыграл в «Последнем метро», говорила, что Депардье на съемочной площадке — «само благородство», а критики писали, что, если бы не «электрический ток», пробегавший между Жераром и Катрин на всем протяжении фильма, он не имел бы и половины успеха.
Сразу после этого они сыграли вместе еще в четырех картинах, что только подогревало слухи. С выходом на экран «Сирано де Бержерака», собравшего богатый урожай наград, Депардье сделался настоящим национальным достоянием. Его наперебой приглашали в новые картины во Франции и за рубежом, он сыграл графа Монте-Кристо и Колумба, Родена и Бальзака. Этому не мешало даже то, что актер быстро начал полнеть — к началу 90-х его вес перевалил за сто килограммов. Самые волевые режиссеры заставляли Жерара садиться на диету, остальным приходилось терпеть и по возможности снимать его крупным планом.
Он всегда был неравнодушен к вкусной еде и на съемках баловал партнеров собственноручно приготовленными дорадой под горчичным соусом или кроликом с розмарином. Другой его страстью было хорошее вино; дело и тут нельзя было пускать на самотек, и в конце 1980-х актер прикупил за 10 миллионов франков виноградники. Жерар и тут проявил себя как отличный бизнесмен — благодаря связям в Штатах его вино продавалось по всему миру, в ресторанах сети «Планета Голливуд». Любовь к выпивке постоянно конфликтовала с другим увлечением Депардье — скоростью. Устав оплачивать штрафы за нетрезвое вождение, он сменил машину на мощный мотоцикл, на котором ездил повсюду и даже забирал детей из школы. Элизабет
На премьере фильма «Астерикс и Обелиск: Миссия Клеопатра» 2002 год
смирилась с этим, но ее терпение лопнуло, когда из кармана мужа выпала бумажка с детскими каракулями: «Папочка, мама сказала, что ты знаком с Дедом Морозом. Пожалуйста, попроси у него для меня олененка. Твоя Роксана». Жерар не стал отпираться и сознался, что его дочке от темнокожей красавицы-модели Карин Силла уже исполнилось четыре года. После этого Элизабет подала на развод, но и Карин не осталась с Депардье — она вышла замуж за актера Венсана Переса, который сделал все, чтобы заменить маленькой Роксане отца.
Развод родителей не стал неожиданным для Гийома и Жюли, давно заметивших разлад в семье. Дети Жерара, ставшие актерами, всеми силами пытались обрести независимость от отца и его громкой славы. И если Жюли, взяв псевдоним, заслужила премию за лучший дебют в кино, то судьба Гийома сложилась куда печальнее. Еще в школе он начал выпивать и попробовал наркотики. Депардье пристраивал его в свои фильмы — например, в «Графе Монте-Кристо» тот играл юного Эдмона Дантеса — но Гийома это только злило.
Сопротивляясь отцу, он в то же время неосознанно подражал ему: например, гонял без оглядки на мотоцикле, что стало причиной трагедии. В 1995 году в альпийском тоннеле на него упал чемодан с идущей впереди машины и сильно повредил правое колено. Лечение оказалось неудачным, ногу пришлось ампутировать. Принимаемые лекарства сделали Гийома законченным наркоманом, но по просьбе отца его продолжали снимать в небольших ролях.
Выведенный из себя семейными неурядицами, Депардье едва не повторил судьбу сына — в 1998 году он отправился на своем железном коне на съемки самого дорогого в истории французского кино фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». На скользкой дороге мотоцикл занесло, и актер вылетел из седла, получив, как и Гийом, серьезную травму колена. Обычно он ездил без шлема, за что тоже получал штрафы, но в этот раз, поскольку изрядно выпил перед дорогой, отправился в путь, снаряженный по всем правилам, что и позволило ему уцелеть. Однако он все же пролежал три недели в больнице, а вскоре снова оказался там с сердечным приступом. После сложнейшей шестичасовой операции на сердце его выхаживала Кароль Буке, решившая более не скрывать свой роман с актером,
Кароль Буке и Деми Мур, но показе модной коллекции от Шанель. 1998 год
начавшийся на съемках фильма «Холодные закуски». Она оставила мужа, знаменитого фотографа и режиссера Франсиса Джакобетти, и вместе с двумя сыновьями переехала в особняк Депардье. Едва встав на ноги, Депардье взялся за работу, которая всегда придавала ему силы. К обычным 3-5 фильмам в год добавились роли в театре, а потом и телепроекты; он, например, сыграл министра полиции Фуше в масштабном панъевропейском телефильме «Наполеон». На вопрос о том, почему он не воплотил на экране самого императора — это сделал Кристиан Клавье, — Депардье честно ответил: «У меня неподходящяя фигура». Зато она идеально годилась для силача-галла Обеликса в безразмерных полосатых штанах, который настолько полюбился публике, что переходил из фильма в фильм вместе со своим партнером Астериксом — тем же Кристианом Клавье.
Тогда же, на рубеже тысячелетий, неугомонный Жерар впервые посетил Россию, снявшись в небольшой, но важной роли французского журналиста в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов». В отличие от многих коллег, Депардье буквально следовал принципу «для большого актера нет маленьких ролей», снимаясь везде, где ему предлагали, — лишь бы гонорар был подходящим. При этом у любимых режиссеров он порой снимался бесплатно, да и в других случаях проявлял щедрость. Когда его бывший адвокат оказался в тюрьме, Жерар без лишних слов внес за него два миллиона евро залога. А после съемок в фильме «Невезучие» — ремейке своего знаменитого дуэта с Ришаром — подарил своему партнеру Жану Рено одну из ценнейших картин своей коллекции. Прежде он избегал благотворительности, называя ее «кормушкой для жуликов», но под влиянием Кароль Буке начал жертвовать — так же размашисто, как делал все остальное, — то раковым больным, то беспризорным детям.
В 2001 году они вместе посетили разоренную войной Камбоджу, где на свои средства открыли детскую больницу.
Под носом у подруги неугомонный Жерар умудрился закрутить роман с переводчицей Элен Бизо, дочерью французского профессора и камбоджийки. Роман продолжился в Париже, а в 2006 году Элен родила актеру сына Жана. Позже Депардье похвастался, что у него в разных странах есть еще два десятка внебрачных детей, матерям которых он щедро платит за молчание. Его любвеобильность привела в итоге к разрыву с Буке. Это случилось в 2005-м после очередного скандала — во Флоренции Жерар разбил нос папарацци. пытавшемуся заснять его в обществе очаровательной брюнетки. Вскоре Кароль собрала вещи и съехала с квартиры Депардье, посетовав, что он «слишком любит Италию и все, что с ней связано». При этом она, как и другие его «музы», сохранила к нему теплое отношение. В одном интервью она так отозвалась о бывшем возлюбленном: «Жерар — большой ребенок, который не знает слова «нет». Он бесконечно борется за что-то, пытаясь занять как можно больше места в окружающем мире».
Похоже, в этом и заключен секрет Депардье, многие поступки которого выглядят таким же «бунтом без причины», как в любимом фильме его юности. На самом деле причина их — привычка актера делать то, что ему хочется, вопреки всему. Именно поэтому он не слушает врачей и режиссеров, пытающихся посадить его на диету, и по-прежнему выпивает по две бутылки вина в день — раньше набиралось до восьми. Правда, в последнее время предпочитает коктейль TGV(так называется французский скоростной поезд), то есть «текила, джин, виагра».
И все-таки годы берут свое — Депардье признается, что устал от актерской профессии, но винит в этом кинематограф, в котором все меньше хороших фильмов. Поэтому он все чаше снимается не во Франции, а в других странах. В 2008 году по просьбе бывшего украинского президента Ющенко он чуть не сыграл Тараса Бульбу, но на этот дорогостоящий проект не удалось собрать денег. Тогда Жерар переключился на русскую классику, которую, по его словам, хорошо знает и любит. — объявил, к примеру, о намерении снять телеверсию «Братьев Карамазовых». Но вскоре этот план был отодвинут новым проектом — фильмом о Григории Распутине, который сняла Жозе Дэйан с участием российских актеров. Сам Депардье, естественно, сыграл главную роль, вдохновенно воплотив образ «безумного русского монаха», как он назвал своего героя в одном интервью. Фильм еще не вышел в российский прокат, но видевшие французскую версию уже успели отругать его за «клюкву» — там, например, Депадье-Распутин отплясывает в ресторане танго «Утомленное солнце», которое поляк Ежи Петербургский сочинил лишь двадцать лет спустя.
С Клементин Игу, которая младше Жерара почти на 30 лет, актер познакомился вскоре после развода с первой женой. 2007 год
У себя на родине актер предпочитал сниматься не в кино, а в рекламе: если за фильм он получал примерно миллион евро, то за короткий рекламный ролик — всего в два-три раза меньше. Впрочем, это не главная статья его доходов. В последние годы Депардье стал владельцем настоящей бизнес-империи, сердце которой бьется на парижской улочке Шерш-Миди. Здесь, рядом с его роскошным особняком площадью 1800 квадратных метров, расположены принадлежащие ему рестораны, магазины, торгующие его вином, фирменный рыбный магазин «Моби Дик» — нередко Жерар сам стоял за его прилавком, предлагая покупателям свежайшую рыбу.
Кроме изрядно разросшегося «Шато де Тинье», он владеет виноградниками в Италии, Испании, Марокко, Аргентине. А также парижским отелем «Шамбон», собственной кинокомпанией DD Productions, фирмой по продаже японских мотоциклов «Два колеса». И это еще не все: говорят, еще в конце 1990-х Фидель Кастро подарил ему права на разработку нефтяных месторождений на Кубе. Правда, что из этого получилось, не известно. Сам Депардье о нефтяном бизнесе однажды отозвался так: «Бурить скважины — как кино снимать, только один фильм из семи приносит успех». Сколотить состояние, превышающее 100 млн. евро, ему помогли сочетание размаха и крестьянской осторожности, унаследованной от предков. А также дружба с сильными мира сего: не секрет, что при президенте Шираке Жерар, друживший с его дочерью Клод, чуть не ногой открывал дверь в Елисейский дворец.
На премьере фильма Венсана Переса «Шкура ангела», в котором Гийом сыграл главную мужскую роль. 2002 год
Его бизнес-активности не помешала даже очередная трагедия в семье: в 2008 году Гийом простудился на съемках в Румынии и умер от скоротечной пневмонии. Незадолго до смерти он выпустил мемуары «Отдать все», где обрушился на отца с горькими упреками: «Пока я рос, его никогда не было рядом. А когда он все же оказывался поблизости, он мне лгал. Мы одной крови, но он мне чужой — дикий, страшный монстр, духовный урод».
Депардье и сам признал в интервью «Пари матч»: «Я прекрасно сознаю, что не являюсь хорошим человеком… Я подло предал свою жену, плохо обращался с детьми. К тому же я алкоголик, обжора и лжец». Но когда о том же написал журналист Патрик Ригуле в неавторизованной биографии «Депардье: путь ненасытного великана», актер вчинил ему иск и вынудил изъять книгу из продажи.
С тех пор таблоиды пишут о нем с опаской, как и о его новой спутнице Клементин Игу, молодой выпускнице Гарварда, работающей маркетологом в итальянской винодельческой компании.
Герой вряд ли знакомого Депардье фильма говорил: «Хороший дом, хорошая жена — что еще нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?» Вероятно, актер был с ним согласен, но тут в его жизнь вмешалась нелюбимая им политика. Пришедший к власти социалист Олланд начал атаку на богачей — и вот уже особняк на Шерш-Миди выставлен на продажу за 50 млн. евро, а его владелец ищет приюта в далекой Москве. Надо сказать, что россияне не проявили по этому поводу особого восторга, но и тем, кто рад приезду французской звезды, ясно: Жеже вряд ли задержится у нас надолго.
Скоро ему и здесь встретятся досадные преграды, которые он по своей привычке попытается снести, — а когда это не получится, выберет для себя другую страну. Его друзья давно говорили: «Для Жерара мир тесен, а жизнь чересчур коротка». Таков уж он, вечный бунтарь, привыкший во всем добиваться своего.