На следующий день после премьеры «Шерлок» на канале BBC британский актер Бенедикт Камбербэтч проснулся знаменитым. И это мягко сказано. «Я буквально ожидал, — вспоминал он, – что кто-нибудь спустится по канату на крышу моего дома с вертолета, оснащенного спецназовскими прожекторами…» Предки Бенедикта Камбербэтча – аристократы, дипломаты и военные. Дед, Генри Карлтон Камбербэтч, был моряком-подводником, капитаном 3-го ранга, прадед, Генри Арнольд Камбербэтч, консулом в Турции и кавалером ордена Святых Михаила и Георгия.
«Самые серьезные приступы самодовольства я ощущаю, когда узнаю, что «Шерлок» понравился людям думающим, с утонченным вкусом», — признается Бенедикт Камбербэтч. Хотя, помимо роли Шерлока Холмса, у него немало других достижений и предостаточно причин для любования самим собой. Но Бенедикт самодовольство никак не проявляет — слишком хорошо воспитан.
Бенедикт Тимоти Карлтон Камбербэтч появился на свет 19 июля 1976 года в Лондоне, в актерской семье. Отец, Тимоти Карлтон Камбербэтч, который в своей актерской карьере ограничился только первой частью фамилии — Карлтон, решив, что Камбербэтч трудно произнести, и мать, Ванда Вэнтам, играли в театре, снимались в телепостановках и были на своем уровне достаточно востребованы, однако «звездами» не стали. У Ванды была дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Трейси. Родив сына в сорок один год, Ванда дала ему имя, означающее «благословенный».
Малыш Бенедикт, хоть и был благословением для родителей, отличался беспокойным нравом, активностью и любознательностью. Сам Камбербэтч характеризует себя в детстве не иначе как «гиперактивным кошмаром» и вспоминает, как его отец «однажды взвалил на себя непосильную задачу присматривать за мной в день, когда я был особенно ужасен. Я лазил по стенам, раздавал рукопожатия кактусам и бегал по округе голым, что особенно произвело впечатление на прихожан церкви неподалеку». Детство Бенедикта прошло в Кенсингтоне, весьма респектабельном районе Лондона. Диковатые выходки малолетнего Камбербэтча огорчали не только его родителей, но и соседей. Чтобы Бенедикт не успел натворить настоящих безобразий, директор младшей школы Брамблтай посоветовал родителям отдать мальчика в школу-пансион Хэрроу, где обучение ведется в старых английских традициях — строгая дисциплина плюс полная загруженность учеников. Родители решились на этот дорогостоящий эксперимент, и не зря.
Бенедикт Камбербэтч с родителями. Нью-Йорк. 2012 год
Бенедикт был в восторге от школы: «Она подошла мне во всех отношениях. Я был очень общительным и нашел там братьев, которых у меня никогда не было. Я влюбился в это место». Примерный ученик, в области искусств Бенедикт и вовсе держал первенство. Свободное время, которого у пансионеров Хэрроу оставалось немного, он посвящал внешкольным занятиям, причем предпочитая сложные и рискованные: парапланеризм и альпинизм. А еще, рассказывал Бенедикт, он «довольно долго всерьез играл с идеей стать адвокатом». Но не получилось: «Думаю, я больше изображал это желание перед родителями, чем действительно был способен его осуществить». Театр же привлекал Бенедикта всегда. Не потому, что актерами были родители: «Я видел, какие актерские приемы стояли за тем, что они делали, и в их работе не было большой магии». Просто больше всего на свете ему нравилось изображать кого-нибудь и декламировать. Бенедикт впервые проявил талант еще в начальной школе, сыграв в рождественской постановке Иосифа и вызвав гомерический хохот зрителей тем, что спихнул со сцены исполнительницу роли Марии, слишком долго произносившую свой текст.
Впрочем, по признанию Камбербэтча, учителя не видели в нем будущего актера, просто пытались его таким образом дисциплинировать: «Думаю, во многом это была такая форма контроля, чтобы подавить во мне сорвиголову. Я был довольно хулиганистый и ввязывался в драки…» Однако в Хэрроу Бенедикт по-настоящему почувствовал магию сцены, несмотря на то, что первые его роли были женскими, и рассказывать об этом иначе как с иронией он не может: «В первый год у меня была довольно сложная задача — утвердившись как довольно приличный регбист, крикетист и футболист, сыграть Титаник», королеву фей. Затем последовала Розалинда в шекспировской комедии «Как вам это понравится». Преподаватель драмы определил мое исполнение как «лучшее со времен Ванессы Редгрейв».
Бенедикт Камбербэтч и Оливия Пуле на вечере в Королевском театре Ковент-Гарден. Лондон. 2009 год
К концу обучения Бенедикта в Хэрроу в школе прошел кастинг для фильма по роману Иэна Макьюэна «Цементный сад», повествующем о кровосмесительной любовной связи между двумя подростками, братом и сестрой. Бенедикта Камбербэтча, гордость школьного театра, пригласили на прослушивание, но он на встречу с режиссером Эндрю Биркиным не пришел: «Я был очень чопорным и подумал: к черту, не хочу снимать одежду. Я был в ужасе, не хотел, чтобы кто-нибудь увидел, как я выгляжу. Так что не пошел на прослушивание, но, думаю, именно в тот момент понял, что актерство может быть занятием всей жизни, а не просто чем-то, что я делал во время учебы». Родители были не в восторге, когда поняли, что сын решил пойти по их стопам. «Когда мне было пятнадцать, они все повторяли: посмотри на нас, наша жизнь не поддается контролю, деньги то приходят, то утекают сквозь пальцы, — рассказывает Бенедикт. — Я думаю, что многие родители отправляют своих детей в такие школы, как Хэрроу или Итон, рассчитывая, что те впоследствии пойдут по их стопам, станут дипломатами, юристами или врачами. Но сейчас, когда я смотрю на репетицию школьной постановки «Как вам это понравится», не могу не вспомнить, что мои родители хотели, чтобы я выбрал какую угодно профессию, кроме актерской. Но, к сожалению, яд был впрыснут, и участие в школьных постановках исцелению не способствовало».
Однако монастырский опыт не повлиял на выбор профессии: по возвращении в Англию Бенедикт поступил в Манчестерский университет на отделение театрального искусства. В университете он первым делом занялся тем, что избавился от «клейма» выпускника частной школы, признавшись, что его «душит кашемировый джемпер». Он завел дружбу с отчаянными сорвиголовами, не отказывался от участия в самых безумных вечеринках, но при этом учился, причем настолько упорно, что заработал мононуклеоз, вирусное заболевание, из-за распространенности в молодом возрасте еще называемое «болезнью студентов». Выздоровев, понял, что никогда не перестанет быть трудоголиком, что работа всегда будет на первом месте, а значит — надо снижать накал развлечений. Впрочем, манчестерский период жизни Бенедикт вспоминает с удовольствием. Он даже побывал в тюрьме. Правда, это входило в учебный курс для студентов отделения драмы: «У нас был практический курс в тюрьмах и исправительных заведениях, что означало изучение карательной системы и форм реабилитации… Для аристократа с дурацким именем оказаться в этом мире было чем-то исключительным». Завершать актерское образование Бенедикт вернулся в Лондон, в Академию музыки и драматического искусства, где стал одним из лучших, и к выпуску уже завел себе агента.
В Манчестере Бенедикт познакомился с самой большой любовью своей жизни. Во всяком случае, до сегодняшнего дня у него не выстроились ни с одной женщиной отношения настолько же серьезные и глубокие, какие связывали его с актрисой Оливией Пуле. Они некоторое время встречались, потом решили остаться друзьями и на каком-то этапе даже потеряли друг друга из виду… Но когда увиделись снова, спустя двенадцать лет, в Лондоне, поняли, что любят друг друга. Манчестер для Бенедикта — еще и город первого театрального успеха и первого серьезного признания со стороны родителей. Ведь Бенедикт неизменно приглашал родителей на премьеры своих спектаклей и фильмов. Их мнение было и остается для него важнее, чем мнение всех остальных зрителей. Родители восхищались каждой новой работой талантливого сына, но Бенедикт до поры воспринимал их похвалу как подарок.
«Мама всегда немного эмоциональна на моих премьерах, — рассказывает актер. — Но папа… На премьере «После танца» в Королевском национальном театре он вдруг начал плакать. Говорил, как он горд. Я не знал, что и делать. Я спросил: ты плачешь не от облегчения, что все закончилось? И он ответил: нет, глупый мальчишка. Я плачу, потому что ты был так прекрасен».
О том, как он начинал карьеру с женских ролей, актер рассказал и показал участникам благотворительного вечера в поддержку молодых писателей. Лондон. 2008 год
Кстати, отца Бенедикта тронуло и то, что сын в своей карьере не отказался от их труднопроизносимой фамилии: «Мой первый агент уговорила меня не использовать фамилию Камбербэтч, но шесть месяцев нашего сотрудничества были не слишком продуктивными. Новый агент сказал: «Почему ты не пользуешься семейной фамилией? Она же так привлекает внимание». Я забеспокоился: «Сколько же будет стоить выложить мое имя светящимися буквами на афише?» Но потом я решил, что это не моя проблема». Настоящим творческим прорывом для Бенедикта Камбербэтча стала роль гениального физика Стивена Хокинга в байопике канала ВВС 2004 года «Хокинг». Бенедикт ярко и достоверно изобразил гениальный разум, запертый в разрушаемом тяжелой болезнью теле. Он получил номинацию на премию BAFTA и репутацию интеллектуального актера, способного играть людей нетривиальных, но проявляющих оригинальность по-разному: безумного художника Винсента Ван Гога, жесткого политика Уильяма Питта-младшего и самого выдающегося сыщика всех времен и народов, «высокофункционального социопата» Шерлока Холмса.
Интересно, что создатели сериала «Шерлок» — Стивен Моффат и Марк Гэттис — не представляли в роли Шерлока никакого другого актера, кроме Камбербэтча: «Бенедикт был первым и единственным актером, кто рассматривался на эту роль». Причем увидели его они в «Искуплении», и для зрителей до сих пор является загадкой, как за личиной отвратительного и жалкого Пола Маршалла можно было увидеть блистательного Шерлока Холмса. Для роли Шерлока Бенедикту пришлось для начала отпустить и покрасить в более темный цвет волосы: «Они у меня каштановые с рыжиной, а Шерлок таким быть просто не может. Он — создание ночи. В нем есть что-то темное, присущее социопатам. Архетипический образ Шерлока — изящный темноволосый джентльмен с орлиными чертами лица. Но первыми словами моей мамы, когда я сообщил ей о том, что получил роль, были: «У тебя нос не такой!» Бенедикту пришлось научиться стремительно и гибко двигаться. Очень быстро говорить. Играть на скрипке. И освоить «главную фишку Холмса». «Разглядывать окружающих и стараться понять — что скрывается за наружностью… Пару раз в поезде… ничего не мог с собой поделать: след обручального кольца, отношения между членами семьи. Когда человек обособлен, становятся заметными разные детали. Это суперсила, которой можно овладеть», — рассказывал Бенедикт не то всерьез, не то в шутку.
Но о том, как тяжело было играть Шерлока, Бенедикт говорил уж абсолютно серьезно: «Играть его — большая нагрузка, потому что, если взять объем слов в голове и скорость мысли, приходится очень быстро соображать. Он всегда на шаг впереди зрителей, да всех вокруг с обычным уровнем интеллекта. Они не успевают воспринимать его выводы и к чему эти выводы могут привести». Камбербэтч вжился в роль, можно сказать — он стал Шерлоком. Ему нравилась эта работа, но он не ожидал того бешеного успеха и той невероятной популярности, которую принес сериал. Имя Бенедикта Камбербэтча оказалось у всех на устах, оно заполнило виртуальное пространство уже наутро 26 июля 2010 года, после того, как на ВВС показали первую серию — «Этюд в розовых тонах». «Все произошло за одну ночь… — вспоминает Бенедикт. — Это было что-то удивительное. Я помню, что всерьез испугался шумихи в Твиттере. Я буквально ожидал, что кто-нибудь спустится по канату на крышу моего дома с вертолета, оснащенного спецназовскими прожекторами. Я думал примерно так: «Ого, весь мир внезапно заинтересовался моей персоной и немного ею одержим». То, что мне за тридцать, не уменьшает всей странности того, что частная жизнь перестает быть частной. Не думаю, что имеет значение, двадцать пять тебе или пятьдесят пять — у тебя что-то вдруг забирают, и это очень странно».
«Холмс занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый экранизированный персонаж»
После выхода на экраны второго сезона сериал стал культовым. Для Шерлока «Рейхенбахский водопад» закончился полным крахом: благодаря многоходовой интриге его врага Мориарти газетчики организовали дискредитацию сыщика и тому пришлось имитировать самоубийство. Тех, кто продолжал верить в гений Холмса, осталось не так уж много… По крайней мере, в самом сериале. Зрители же организовали беспрецедентный по масштабности флешмоб, распечатывая листовки с фотографией Камбербэтча в образе Шерлока Холмса и надписью: «Я верю в Шерлока» и расклеивая их везде: от фонарных столбов и досок объявлений, до мест самых труднодоступных — таких как мост над Синими ледниками в Патагонии. Тогда же туристы стали приезжать в Лондон только ради того, чтобы пройти по местам, показанным в сериале. «Бенедикт пойдет еще дальше и многого достигнет, но люди всегда будут помнить Шерлока Холмса. Это был блестящий кастинг, один из великих моментов — как когда Коннери предложили роль Бонда. Это его героическая роль», — пророчествует режиссер Стивен Моффат. Невероятная популярность сериала «про современного Шерлока» не могла остаться незамеченной другими студиями. Теперь мы имеем американскую версию: сериал «Элементарно», где доктор Уотсон — женщина-китаянка, а на роль Холмса приглашен Джонни Ли Миллер — партнер Бенедикта по «Франкенштейну».
Скоро выйдет индийская версия, где Шерлока играет легенда Болливуда Анил Капур. Да и в России сделали новую экранизацию рассказов Конан-Дойла… Бенедикт с достойной уважения долей самоиронии утверждает, будто три самых частых обвинения, с которыми он сталкивается в критических статьях, — это обвинения в том, что у него лошадиное лицо, непроизносимая фамилия и что он бездарный актер: «С последним можно поспорить, а первое и второе у меня с рождения». Но у него и правда странная внешность. Неправильное, несколько асимметричное лицо и потому — запоминающееся. Журналистка Лесли Уайт писала о Бенедикте: «У него слишком выдающаяся и необычная внешность, чтобы играть хорошеньких главных героев романтических комедий. У него экзотические скулы, раскосые зелено-голубые глаза («мамины»), вздернутый нос («тетин»), густые волосы («папины») и самая резко очерченная верхняя губа со времен голливудской кинодивы Клары Боу. Если присмотреться, ее очертания кажутся вытатуированными, делаяэтот «лук купидона» видимым с середины партера. Отметина впервые появилась, когда он работал в Южной Африке, кожное повреждение, как сказал ему дерматолог, и показатель высокого уровня эстрогена, обычно наблюдаемого у мужчин, больных раком. Его обследовали, но ничего не нашли. Он смеется: «Тогда я просто забеспокоился, что люди подумают, будто я крашусь каждый день».
Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фриман, исполнивший роль Уотсона. 2011 год
Внешность, одолжившая Холмсу его изнеженный вид и неоднозначную сексуальность, весьма полезна для характерного актера…» «Я знаю о силе красоты все, — говорил Бенедикт Камбербэтч. — Я хотел играть роли, которые ушли к гораздо более красивым людям, и тогда думал: ладно, это роль для мальчика с обложки… актера вроде моего друга Джеймса Макэвоя, который потрясающе выглядит на экране. Я не такой. Но, по крайней мере, мне не нужно волноваться о тщательном уходе за лицом как за ценным товаром. Это огромная свобода. Я не боюсь быть отвратительным, если это нужно для роли». Впрочем, отвратительным ему теперь приходится бывать не часто. Разве что в роли чудовища Франкенштейна в одноименном спектакле Денни Бойла, где Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер поочередно играли то ученого, то монстра. В остальных же ролях режиссеры предпочитают использовать чисто британскую привлекательность. Например, Стивен Спилберг, пригласивший Бенедикта на роль в «Боевом коне»: не самая выдающаяся роль в карьере Камбербэтча, но как можно было устоять и не сняться у Спилберга? Зато в фильме «Шпион, выйди вон» Бенедикт сыграл пронзительно и сильно, как, впрочем, и все остальные актеры в этом великолепном фильме. Камбербэтч отказался от роли в «Анне Карениной» Джо Райта, предпочтя сняться в экранизации английской классики — мини-сериале по мотивам серии новелл «Конец парада» Форда Мэддокса Форда. Больше всего Бенедикт боится стать заложником одного образа, как это случалось со многими популярными актерами. Он не хочет играть одних лишь нервных интеллектуалов и благородных джентльменов. Поэтому за роль Джона Харрисона в фантастическом боевике «Звездный путь» он взялся с удовольствием: «Играть злодея интересно. Можешь с размахом осуществить издевательства и злодейства, на которые в реальности не способен, да и сам обращаешь внимание на такие стороны своего характера, которых раньше не замечал». Перед съемками ему пришлось набрать вес, накачать мышцы и научиться новым сложным трюкам: «Я очень много работал в зале, поглощал по 4000 калорий в день, но тренироваться было интересно и просто необходимо для экшн-сцен. Я раньше уже участвовал в сценах с трюками, но на этих съемках поднялся на совершенно иной уровень. Сам поразился, что сумел справиться…»
Когда еще не появились даже первые трейлеры, Камбербэтч шокировал общественность, заявив в одном из интервью: «Костюмы были классные. Некоторые были тяжелыми и громоздкими, как моя фамилия, а другие — облегающими, как драконья кожа, настолько облегающими, что можно было догадаться, к какой религии я принадлежу». Твиттер взорвался обсуждениями, что же он имел в виду, но журналистка Кэтрин Моран, самый преданный биограф Бенедикта, сняла завесу тайны: «Имеется в виду лишь то, что Камбербэтч носит облегающую футболку, через которую можно увидеть очертания его распятия на цепочке от Elizabeth Duke по цене двадцать девять фунтов девяносто девять пенсов. И его слова не значат ничего другого: это его старый добрый крестик на цепочке». Сейчас Бенедикт Камбербэтч вернулся к образу нервного интеллектуала, зато опять радикально изменил внешность: теперь он платиновый блондин с длинными волосами, практически альбинос, и играет Джулиана Ассанжа, одного из самых загадочных людей XXI века, интернет-журналиста, основателя WikiLeaks. Впрочем, об этой роли известно куда меньше, чем о самом Ассанже. Камбербэтч умеет и любит хранить тайны.
«Звездный путь: Возмездие» — кадры из фильма.
Из всех тем, которые поднимают в интервью журналисты, больше всего Бенедикта заставляет нервничать вопрос относительно его привлекательности или же – не дай бог! – сексапильности: «Я смотрю на фотографии, те, что меня просят иногда подписать и думаю: «Что же они там такого увидели?» У меня это лицо уже 36 лет. Я не собираюсь его менять. Но я бы себя не возжелал. Есть же действительно красивые люди. Райан Гослинг? Черт! Джордж Клуни? Bay! В таких лицах видна загадка. А у себя я этого не вижу». Гораздо охотнее Бенедикт говорит о своих благотворительных проектах, о работе в Фонде принца Уэльского, Фонде по борьбе с раком у подростков и множестве других, но… журналистов куда больше интересует его личная жизнь. Ведь Бенедикт Камбербэтч — один из популярнейших молодых актеров, в Интернете ему посвящены тысячи фанатских сайтов, а вот с личной жизнью у него дело обстоит далеко не идеально.
Бенедикт Камбербэтч в зените славы. 2013 год
С Оливией Пуле они расстались в марте 2011 года, после четырех лет счастливой совместной жизни. В официальном заявлении было сказано «по взаимному согласию». Кто-то из знакомых утверждал, будто бы излишняя занятость Бенедикта угнетала Оливию, будто она печалилась о романтике, исчезнувшей из их отношений, и тяготилась новообретенной славой Камбербэтча. Какое-то время он встречался с дизайнером Анной Джонс, но серьезных отношений у них не получилось. А Бенедикт, будучи истинным джентльменом XXI века, предпочитает серьезные отношения легким необременительным связям. В январе 2011 года папарацци «подловили» Камбербэтча сначала с фотомоделью и миллионершей Лидией Херст, потом с еще одной моделью, уже русской, Катей Елизаровой, потом — с киноактрисой Лив Тайлер. Актер всякий раз утверждал, что с очередной дамой его связывают сугубо дружеские отношения. Сестра Бенедикта, Трейси, в интервью газете The Sun сказала: «Вам нужно быть очень умной штучкой, чтобы жить с ним. Думаю, именно поэтому у него проблемы с девушками. Он ведь очень похож на Шерлока Холмса: соображает так же быстро, правда не такой грубый. А еще Бенедикт невероятно начитанный. Если сравнивать с большинством, он настоящий интеллектуал». Трейси призналась, что ее брат мечтает «разделить с кем-то свою жизнь и найти подходящую пару»: «Думаю, она должна быть не из актерской профессии. Кто-то, кто был бы счастлив следить за очагом и удерживать домашнюю крепость, пока он отсутствует и занят карьерой».
Бенедикт косвенно подтвердил слова Трейси, заявив, что идеал женщины для него — «смешная и умная». А идеальное свидание включает в себя «фантастическую еду, прекрасное общение и достаточно смеха». На вопрос журналиста, что Бенедикт делает, чтобы произвести впечатление на женщину, актер ответил: «Веду себя как джентльмен и забочусь о том, чтобы моя девушка чувствовала себя расслабленной и счастливой». «У меня есть ощущение, что время уходит. Я бы очень хотел стать отцом до того, как мне стукнет сорок, — также заявил Бенедикт Камбербэтч. — Сейчас я строю дом, и было бы неплохо заполнить этот дом любовью, жизнью и детьми».