Каждому владельцу дачи приходится бороться с буйно растущей повсюду травой. Превращение дикого поля в ухоженный газон требовало титанических усилий, пока на помощь садоводу не пришла скромная, но незаменимая помощница газонокосилка.
«Коси, коса, пока роса» — эту поговорку еще недавно приходилось вспоминать любому, кто хотел избавить приусадебный участок от лишней растительности. Косарям приходилось вставать до зари, пока солнце не высушило траву — тогда коса срезала ее легко. Конечно, в основном траву косили не ради эстетики, а на корм скоту: зимой корова или лошадь съедают от 10 до 25 кг сена ежедневно.
В каждой русской деревне в пору сенокоса, между Ивановым и Ильиным днем — с 7 июля по 2 августа, — все мужское население выходило на луга с косами. Обычно это были косы-литовки с длинным черенком (косовищем), который позволял не сгибаться при косьбе и соответственно меньше уставать. Кроме них, были косы-горбуши — короткие и без ручки, которыми пользовались на небольших участках. Косу изобрели в Римской империи в первые века нашей эры на основе древнего серпа. Это важное событие отразилось даже в религиозной символике. Если прежде бога времени и судьбы Сатурна изображали с серпом, которым он оскопил когда-то своего отца Урана, то теперь серп заменила коса — это более эффективное орудие гораздо лучше подходило тому, кто пресекает жизнь не только людей, но и целых народов.
При всей внешней простоте коса — инструмент хитрый. Готовя ее к работе, нужно и подогнать косовище по росту, и аккуратно вставить деревянный колышек-шипик в кольцо, надетое на рукоять. А главное — наточить косу, но сперва непременно отбить ее косным (закаленным) молотком на специальной подставке, ударяя по каждому участку лезвия всего один раз. Прежде косари вообще творили со своим орудием труда настоящие колдовские обряды — купали его в росе, заговаривали и, конечно, не давали соседям, чтобы коса не «обиделась». Выковать прочную и при этом гибкую косу мог только самый умелый кузнец.
Древнегреческий бог Персей с косой
Удивительное дело: до XIX века косы в России не делали — привозили из Польши и Австрии. Там лезвия были почти прямыми, но в России их усовершенствовали, сделав изогнутыми. Такие косы до сих пор выпускаются на отечественных предприятиях; лучшей считается продукция Артинского завода на Урале. Пока Россия и остальной мир привычно острили косы, «англичанин-мудрец», про которого поется в «Дубинушке», решил механизировать процесс косьбы. И не для того, чтобы кормить многочисленные стада коров и овец — для этого вполне хватало усилий наемных косарей. Механизация требовалась для ухода за садом, этим английским раем, где кусты непременно должны быть тщательно подстриженными, а трава — ровной.
Первые газоны, засеянные травой, появились в усадьбах французских вельмож, но именно в Англии они сделались идеальными. В сочинении XVIII века «Достоинства загородной жизни» говорилось, что для создания газона участок надо тщательно очистить от травы и корней, выровнять и залить кипятком, а потом уложить на него аккуратно срезанные пласты дерна. В эпоху романтизма возник английский парк, обманчивая дикость которого требовала исключительно тщательной и кропотливой обработки. Архитектор, художник и дизайнер Уильям Кент — тот самый, что первым изобрел детскую коляску, — в конце XVIII столетия «перепрыгнул через изгородь», заставляя своих знатных заказчиков окультуривать не только газоны у дома, но и всю территорию их немаленьких усадеб.
Газонокосильная машина Эдвина Баддинга. 1830-е годы
Садовники, сколько бы их ни было, сбивались с ног: дважды в месяц, а то и еженедельно им приходилось срезать выраставшую снова и снова траву косой, серпом и даже ножницами. Некоторые в отчаянии пускали на участок овец и коз, которые не только объедали траву, но и «украшали» газоны рытвинами и кучками навоза. Кое-где слуг заставляли в полном составе выходить в сад и вытаптывать траву — считалось, что от этого она растет хуже, но практика этого не подтвердила.
Конец всем этим мучениям положило открытие скромного бригадира текстильной фабрики в английском городе Страуде Эдвина Баддинга. Устав бороться с травой в своем маленьком садике, он додумался использовать для ее скашивания устройство, которым на его фабрике обрезали бахрому на рулонах ткани. С помощью инженера Джона Ферраби он закрепил на тележке два вращающихся цилиндра, один из которых, задний, вращался при движении колес. Зубчатый привод передавал энергию переднему цилиндру, на котором были укреплены ножи, срезавшие траву. Чугунный агрегат весил центнер, но пользоваться им было все равно удобнее, чем косой.
Газонокосилка Сайруса Маккормика. 1890 год
В 1830 году Баддинг получил патент на свое изобретение, а уже через два года компания «Рэнсомс» начала продажу газонокосилок (lawn mower). Их выпускали в двух вариантах — маленькая, ценой семь гиней, предназначалась для «джентльменов, любящих работать в саду», и большая десятигинейная — для рабочих, обслуживающих большие усадьбы. Торговля оказалась настолько прибыльной, что «Рэнсомс» существует до сих пор, сохраняя видное место в ряду производителей сельхозтехники.
В 1850 году патент Баддинга утратил силу, что открыло путь усовершенствованиям его машины. Еще до этого шотландец Александр Шэнкс изобрел косилку, которую тянула за собой лошадь, и скоро конная тяга вытеснила человеческую.
Газонокосилка на конной тяге. США. 1875 год
Другое важное изобретение случилось в 1853-м: слесарь Томас Грин из Лидса заменил зубчатый привод цепным, что сделало косилку гораздо менее шумной. Несколько лет спустя американец Амарий Хилл внес новое усовершенствование: в его машине боковые колеса передавали движение напрямую режущему барабану, что позволило избавиться от заднего цилиндра и сделать косилку намного легче. Это дало возможность другому жителю США, Элвуду МакГиру, отказаться от конной тяги. Разработанная им легкая и удобная косилка стала очень популярной и к 1885 году ежегодно продавалась в количестве 50 тысяч штук.
Бензиновая газонокосилка «Идеал» Эдвина Джордана. США. 1920 год
После Второй мировой войны газонокосилка перешагнула, наконец, Ла-Манш и завоевала Европу. В 1948 году вернувшиеся из плена немецкие солдаты, братья Эммерих, основали компанию SOLO Kleinmotoren, ставшую позже одним из ведущих производителей косилок. Чуть позже этот товар стала производить шведская фирма «Хускварна», прежде известная как производитель оружия. Коммерсанты учуяли веяние времени: устав воевать, европейцы бросились обустраивать свой быт, в том числе садовые участки. К середине 1960-х мировое производство косилок выросло вдесятеро, достигнув миллиона машин в год. Чугун в них сменился нержавеющей сталью и пластиком, что позволило им стать меньше и легче. В 1952 году очередное новшество пришло из далекой Австралии: компания «Викта» начала выпускать мощные роторные косилки, в которых цилиндр с ножами сменился сплошной режущей плоскостью (позже их стало две или даже четыре). Такая косилка работала быстрее и эффективнее прежних.
Электрические газонокосилки стали популярны в США в начале 1950-х годов
В 60-е появилась очередная — и пока что последняя — принципиальная новинка: газонокосилка на воздушной подушке. Без всяких колес она плавно двигалась над землей, опустив вниз режущую часть. Такая косилка очень полезна на неровных и холмистых участках, но стоит достаточно дорого: пожалуй, дешевле выровнять почву старым английским способом.
В Советском Союзе промышленность в большом количестве выпускала мотокосилки, но эти громоздкие устройства никак нельзя было использовать на 6 сотках приусадебного участка. С концом советской эпохи участки стали больше, а косилки — меньше. В результате на отечественный рынок хлынула масса импортной техники, которую вскоре начали по лицензии выпускать и у нас. Сегодня магазины и рынки полны разными марками газонокосилок на любой вкус. Для ухода за городскими парками или обширными усадьбами требуются райдеры — настоящие мини-тракторы с объемистым контейнером для сбора травы.
Диана и Гарольд Фиштер написали в 1978 году энциклопедию газонокосильщика, ставшую в США бестселлером.
Для обычного садового участка хорошо подходит цилиндрическая или роторная косилка с бензиновым двигателем. Некоторые из этих устройств тоже оснащены травосборником, другие имеют функцию мульчирования: в них скошенная трава возвращалась на вращающиеся ножи, которые мелко размалывали ее и равномерно разбрасывали по газону — для его удобрения.
В 1970-е годы в моду вошли электрические косилки, обладатели которых были избавлены от шума и дурного запаха. У них, впрочем, нашлись и минусы — малая мощность и то, что ими можно было пользоваться только в радиусе длины шнура. Этих недостатков лишена косилка, работающая на аккумуляторе, но она маломощная.
В новом тысячелетии в Японии и США стали массовыми косилки-роботы. Эти умные машины тоже работают на аккумуляторах, соблюдают график уборки, сами находят розетку для подзарядки и в случае дождя прячутся под крышу. Теоретически их владелец может оставить участок хоть на месяц, не опасаясь, что тот превратится в непроходимые джунгли. Неясно, правда, хорошо ли робот отличает траву от цветов. Его создатели уверяют, что хорошо, но советуют на всякий случай огородить полезные насаждения заборчиком.
Специальный шлем для аллергетиков. 1980-е годы
Самая простая из современных косилок — триммер: насаженный на длинную ручку небольшой двигатель, бензиновый или электрический, вращающий рабочую головку, срезающую траву с помощью ножа или толстой лески. Триммеры хорошо подходят для уборки травы на небольших участках, а также в местах, недоступных для обычной косилки. Хороший хозяин держит такое устройство в сарае рядом с «настоящей» газонокосилкой. Оно не так маломощно, как иногда думают, — кусторез с дисковой пилой, тоже относящийся к этому разряду, легко срезает не только кусты, но даже небольшие деревья. Сегодня косилка стала еще одним из многих технических устройств, говорящих о статусе владельца, причем, возможно, даже больше, чем автомобиль или смартфон. Ведь для того чтобы выйти на участок с газонокосилкой, нужно как минимум иметь участок и газон.