Она настолько привыкла к тесной нью-йоркской квартире, что с трудом приспособилась к просторному особняку в Доминикане. Она с такой страстью играла агрессивных женщин-воительниц, что в жизни едва ли может стать слабой и ранимой. «Я редко чувствую себя счастливой, но в этом вся прелесть: если я буду счастлива круглые сутки, то скоро устану от этого состояния», — говорит актриса Зои Салдана.
Прабабушка Зои Салданы жила в Доминиканской Республике. Будучи модисткой, она сделала все, чтобы ее дети с ранних лет умели шить и вязать, разбираться в тканях и выкройках – с такими навыками всюду будешь нужен и нигде не пропадешь, считала она. И оказалась права: когда бабушка Зои Салданы в 1960-е годы приехала в Нью-Йорк, ей эти навыки весьма пригодились: она устроилась швеей в один из домов моды, смогла заработать на существование и кров.
Однако уверенность в том, что Америка стала новым и надежным пристанищем, не сразу появилась даже у родителей Зои — доминиканца Аридио и пуэрториканки Асалии Назарио. «Страна возможностей» была довольно скупа: денег вечно не хватало, жилье оставалось бедным и обветшалым, никогда не исчезала готовность сдаться и вернуться на родину. Однако в конце 70-х родители Зои осели в Нью-Джерси и решили, что пришло время наконец заводить большую — как это принято у латиноамериканцев — семью. У них родились три ребенка-погодка. Все девочки: старшая Мариэль, младшая Сисли, а средняя — Зои.
Зои родилась 19 июня 1978 года. Полное имя — Зое Ядира Салданья Назарио. Позже, когда ее имя и фамилия приобретут мировую известность, все будут называть ее просто Зои Салдана. Обычное дело: ведь в свое время Пенелопе Крус стала Пенелопой Круз, а Сальма Айек — Сэлмой Хайек.
С каждым годом и новым ребенком семья Салданья все больше пускала корни в США, а после переезда в Куинс — самый большой по территории и второй по населению район Нью-Йорка — и вовсе ощутила уверенность в светлом американском будущем. Но в аварии погиб глава семьи Аридио Салданья. Зои было 9 лет. С этих пор начался новый, самый сложный и запоминающийся этап ее взросления.
Оставшись с детьми на руках, Асалиа Назарио поначалу впала в отчаяние — она понимала, что не сможет растить девочек в одиночку. «Мама боялась, что, пока она будет вкалывать, мы попросту сгинем на улицах», — рассказывает Зои. Поэтому Асалиа решила отвезти дочерей к дедушке и бабушке. «Переезд дался нелегко, но определенно сделал нас всех сильнее, — вспоминает Зои. – Потребовалось собое мужество, чтобы начать жизнь с нуля в совершенно другом месте». Конечно, жизнь в островном государстве сулила и свои прелести. «Мы с сестрами носились по полям в поисках диких цветов, которые в Доминикане называют «живая смерть», — что-то вроде росянки, либо просто брали доски для серфинга и шли на пляж — он находился в 15 минутах ходьбы от нашего дома», — вспоминает Зои. Но привыкшие к тесной нью-йоркской квартирке сестры Салдана неожиданно оказались в громадном доме в тропическом Санто-Доминго.
«Пираты Карибского моря: проклятие Черной жемчужины» — Зои Салдане досталась роль удалой предводительницы пиратов Анны-Марии. 2006 год
«Мы не знали, что делать с этим пространством и скучали по Нью-Йорку, — говорит актриса. — Мы не могли забыть запахи Куинса — из одной квартиры пахло карри, из другой — соусом софрито». Мать девочек тоже приходила в себя с трудом: «Она плакала и переживала по каждому пустяку — даже когда мы, например, запирались в ванной и, эксперимента ради, сбривали себе брови, а потом рисовали их заново, — говорит Зои. — Но мама справилась. Прожив с нами год, она вернулась в Нью-Йорк и высылала оттуда деньги на наше воспитание. Правда, для нас это было настоящей трагедией, поскольку с мамой мы были неразлучны».
Вскоре Асалиа вышла замуж за доминиканского химика Дагоберто Галана. Так у Зои и ее сестричек появился отчим, которого они непременно называют отцом, и сводный брат Карлос, позже ставший популярным рэпером по прозвищу Нипо.
Уже тогда на примере матери Зои поняла, что такое быть сильной. Лидерские качества и независимость она продемонстрирует в своих фильмах и скажет: «Я с детства такая была. Вела себя по- пацански. Карабкалась за плодами манго, ловила рыбу, а если играла, то с пластиковыми мечами и «звездочками», как у японских воинов-ниндзя. Девочки делятся на два типа: одни играют в куклы, другие — нет, но моя Барби вечно превращалась в Рэмбо».
Салдана убеждена, что именно латиноамериканские корни подарили ей такие качества характера: «Нас, латиноамериканцев, считают жестокими и темпераментными, а на деле мы твердые, надежные и решительные и можем сами позаботиться о себе».
В Доминикане Зои училась в частном лицее, посещала балетный класс в престижной школе ECOS Espacio de Danza и до сих пор говорит, что для нее не было ничего сложнее в жизни, чем танцевать на пуантах. Однако именно танцы и стали ее своеобразной путевкой в жизнь. В 17 лет она вернулась в Нью-Йорк, снова поселилась в тесной квартирке и устроилась в труппу театра Faces. На сцене ее приметил сотрудник агентства по поиску талантов и предложил попробоваться в кино — так она получила эпизодическую роль в сериале «Закон и порядок». Кинематограф поначалу использовал Салдану не столько как актрису, сколько как танцовщицу. Первый полнометражный фильм, в который она попала, назывался «Авансцена» — Зои сыграла молодую и своенравную студентку театрального училища Еву Родригес. Но Салдане этого было мало. «Стоя у станка, я начала понимать, что во мне что-то умирает, — рассказывает актриса. — В танце ты выражаешь себя телом, а мне это казалось недостаточным. Мне хотелось использовать голос — так в моей жизни появилось актерское мастерство».
Зои отправилась на курсы Кэтлин Адаме, которую до сих пор называет на иначе как «мой гуру», а вскоре решилась на переезд в Лос-Анджелес. Ее сестры — Сисли, решившая выучиться на продюсера, и ставшая няней Мариэль — поехали на западное побережье вместе с ней — смерть отца и годы в Доминикане девушек сильно сблизили. Мы и сейчас живем неподалеку, каждые полчаса обмениваемся сообщениями по телефону», — рассказывает Зои.
«Коломбиана» — Зои сыграла жестокую и целеустремленную женщину, которую по жизни ведет жажда мести.
В Лос-Анджелесе выяснилось, что для продолжения актерской карьеры необходимы не только талант и пробивной характер, но и карточка члена Гильдии киноактеров США. Благодаря ей можно найти агента, а значит, получать приглашения на пробы, рассчитывать на адекватный гонорар. Но, для того чтобы быть принятым в актерский профсоюз, требуется получить роль в телепроекте или кинофильме. Салдана вместо этого снялась в рекламе сети фастфуда Burger King.
Она даже представить не могла, что это будет посильнее карточки Гильдии киноактеров. Ее тут же пригласили в мелодраму «Перекрестки», где Зои сыграла на пару с находившейся тогда на пике популярности певицей Бритни Спирс. Следом — в драму «Барабанная дробь», в котором ее героиня помогала чернокожему выходцу из Гарлема стать успешным барабанщиком.
В 2004-м она оказалась в «Пиратах Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины» и в одной из сцен даже смачно шлепала Джонни Деппа по лицу.
Каждая картина, в которой появлялась Салдана, будто бы нарочно оказывалась чем-то близка актрисе. Например, драма «Гавань» снималась на Каймановых островах, что по соседству с Доминиканой, — попав в знакомые с детства условия, Зои сыграла с подъемом, который было невозможно не заметить: ее персонаж, практически шекспировская Джульетта, борется с отцом и братом за любовь к своему «Ромео». О непростых отношениях с родственниками и другая история — «Угадай, кто?», где ее героиня заводит себе жениха, которого не может принять отец и вся семья.
Этапным стал для Салданы фильм Стивена Спилберга «Терминал». «На тот момент мне хотелось попробовать что-то новое, показать характер», — рассказывает актриса, явившаяся на пробы к Спилбергу в бейсболке и с жевательной резинкой во рту. Выяснилось, что и сам голливудский мэтр не прочь сделать из нее что-то необычное, поэтому он позвонил и сказал: «Приходи на повторное прослушивание. С жвачкой».
Именно Спилберг придумал, чтобы ее героиня была «треккером» — так называют ярых поклонников культового сериала «Звездный путь», первые серии которого прошли на американском ТВ еще в 1960-х. С тех пор история про Star Trek превратилась в целую галактику с фан-клубами по всему миру. Их члены приветствуют друг друга так называемым «вулканическим салютом» — поднятой ладонью с разведенными средним и безымянным пальцами, что и делает в фильме героиня Салданы. Этому ее научил Спилберг. Правда, позже актриса призналась, что сама до съемок в «Терминале» ничего толком про «Звездный путь» не знала: «Моими героинями были такие бой-бабы, как Рипли из «Чужих» или Сара Коннор из «Терминатора», но до «Звездного пути» мои руки не дошли». Роль в «Терминале» была пророческой. Приобщаясь к зрителям космической саги, актриса не предполагала, что вскоре получит приглашение сыграть в очередной его киноверсии.
«В том, что люди меня в этом фильме не узнают, есть и положительная сторона: останется больше возможностей для личной жизни»
Тут Зои поняла, что подготовка к роли потребует погружения в историю «Звездного пути». Теперь, когда Спилберга рядом не было, ликбез но знаменитому сериалу проводили режиссер, автор эпохального телехита «Остаться в живых» Джей Джей Абрамс и родная мама — оказалось, что Асалиа в детстве была без ума от фантастического телешедевра. Кроме того, Салдана не только посмотрела всевозможные вариации на тему сериала, но и познакомилась с актрисой Нишелль Николс, исполнительницей роли Ухуру в оригинальном «Звездном пути». Ведь героиня столь масштабного проекта, по настоящему сильная женщина-воин, должна быть сыграна идеально. «И это то, что мне было нужно, — рассказывает Салдана. – Я устала играть женщин, которые нуждаются в защите, мне хотелось, чтобы мой персонаж сам мог всех защитить».
В 2009 году ей повезло дважды. Помимо «Звездного пути» вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона, где Салдане досталась женская роль – Нейтири те Цкаха Моатите, представительнице инопланетной расы Нави, дочери вождя племени Оматикайя.
Подготовка длилась полгода и предполагала изучение боевых искусств, стрельбы из лука, верховой езды и вымышленного языка Нави. В довершение всего режиссер Кэмерон вывез актерскую группу на Гавайи и устроил что-то наподобие шоу «Последний герой» — целыми днями артисты должны были носиться по джунглям, ловить рыбу, собирать фрукты и выживать в условиях, приближенных к съемкам. «Правда, ночевали мы в Four Season, пять звезд», не без смеха рассказывает Салдана.
Актриса не скрывает, что играть Нейтири было сложно. Сложнее, чем учиться балету. Неважно, что на экране не совсем сама Салдана с помощью специальной технологии ее движения
и мимика передавались созданной компьютером героине, с синей кожей и длинным хвостом.
«После «Аватара» я поняла, как изголодалась по жанру экшн», — рассказывает Салдана. Две ее следующие экранные героини как раз занимались тем, что бегали, прыгали, дрались и стреляли. Для роли агента спецподразделения ЦРУ в боевике «Лузеры» Зои пришлось набрать вес, чтобы таскать на себе несколько пудов оружия. Большую часть трюков актриса выполняла самостоятельно, а на это идут немногие ее голливудские коллеги. «Слава Богу, у меня спортивное прошлое, поэтому я могу легко размахивать руками и ногами, меня легко швырнуть через комнату, — рассказывает она. — Наверное лет через пять я поручу это все каскадерам, но в данный момент мне нравится чувствовать себя молодой и подвижной. Бедра не болят, колени в порядке, так почему же этим не пользоваться».
Все это пригодилось и на съемках фильма «Коломбиана» — его продюсером и сценаристом стал Люк Бессон, который, как известно, много своих киноисторий посвятил сильным и отважным женщинам («Ее звали Никита», «Жанна д’Арк»), Изначально сценарий «Коломбианы» был написан в виде продолжения знаменитого бессоновского фильма «Леон», героиней должна была стать Матильда в исполнении Натали Портман, выросшая жестокой и беспринципной убийцей. Но позднее Бессон переименовал опасную девушку в Каталею — так называется дикий цветок, растущий в Колумбии, сделал ее латиноамериканкой и передал постановку режиссеру Оливье Мегатонну. «Гнев стал смыслом ее жизни, и она превратилась в машину смерти, — описывает Салдана свою героиню. — Ей необходимо найти тех, кто убил ее семью».
А затем начались репетиции фильма «Слова» — история писателя, который пытается продолжить едва начатую карьеру, но терпит крах и совершает преступление — выдает чужой роман за свой. Писателя-неудачника играл популярный актер Брэдли Купер, Зои досталась роль его супруги. «Поначалу мне казалось, что эта роль — не то, что мне нужно, но, вчитавшись в сценарий, я поняла: Дора на самом деле великая женщина, — рассуждает Салдана. — Она поддерживала своего мужа и верила в него, не ожидая, что он так обманет ее ожидания». Салдана убеждена, что и она, и Купер сыграли лучше, чем ожидалось. «Я всегда говорю: если играешь любовь на экране и что-то не складывается, то это означает, что вы с партнером не до конца почувствовали друг друга, вам некомфортно вместе. Мы с Купером быстро нашли общий язык и играли, забыв, что находимся на съемочной площадке, а вокруг — камеры», — говорит она. О том, что между актерами развиваются романтические отношения, коллеги, журналисты и поклонники узнали довольно быстро. В декабре 2011 года они появились на публике, держась за руки.
Хватило их всего на три месяца — первая размолвка произошла уже в марте 2012-го. Несколько месяцев они не общались, но предпремьерная суета их помирила.
Зои на премьере фильма «Звездный путь: возмездие». Берлин. Апрель 2013 года
И снова они выдержали вместе лишь три месяца — перед Новым 2013 годом они расстались. Говорили о том, что Салдана и Купер планировали отметить Рождество в Париже, однако Зои уехала в Майами с друзьями, и Купера среди них не было. Светские репортеры писали, что Салдана демонстрирует поразительное для женщины, только что расставшейся с любимым, самообладание: на вечеринке она танцевала, купалась в бассейне, и ничто не говорило о том, что она огорчена. Предполагали даже, что никакой размолвки не было, — просто Купер погрузился в промоушн своей новой картины «Мой парень — псих» и не смог вырваться к возлюбленной. Однако свое 30-летие, наступившее 5 января 2013 года, Купер отмечал без Салданы.
В отношении личной жизни Зои Салдана оказалась не в пример многим коллегам довольно скрытной. Ища подтверждений ее размолвки с Купером, папарацци выяснили, что актриса встречалась с матерью Брэдли, Глорией Купер. Однако зачем именно, так и осталось загадкой. Говорили, будто мать актера любит поддерживать отношения с его бывшими пассиями — аналогичным образом она дружит с Рене Зелльвегер, с которой Брэдли встречался до Зои. Судачили и о том, что Глория Купер имеет настолько сильное влияние на жизнь своего сына, что могла бы убедить его исправить отношения с Зои.
Однако вскоре Купер стал появляться в компании 20-летней модели Саки Уотерхаус и представлять ее в качестве своей спутницы. Говорят, Салдана, узнав об этом, была так огорчена, что даже не могла скрывать слез. «Вообще-то, — признается она, — мне не очень свойственны женские слабости: я хожу в бар пить пиво, ненавижу делать маникюр, не люблю модно одеваться и не страдаю от того, что с каждым годом становлюсь старше, — нельзя же оставаться всю жизнь 20-летней. Но когда я изредка приезжаю в Нью-Йорк в свою маленькую тесную квартирку, я, помимо того, что не могу оторваться от материнской стряпни, с удовольствием поддерживаю разговоры родных о том, что мне уже пора бы обзавестись детьми. Я хочу двух или трех, а может, больше — неважно сколько. Иногда я понимаю, что комната с толпой визжащих детишек — это то, что мне нужно».