Борис Клюев: «Я стараюсь играть и жить так, чтобы мама сказала: Это – красиво!»
Зрители сериала «Воронины» наслаждаются игрой артиста Бориса Клюева в роли семейного деспота и эгоиста Николая. А зрители Малого театра получают колоссальное удовольствие от игры актера Бориса Клюева в «Мольере» и «Пиковой даме».
Конечно, такое перевоплощение доступно лишь профессионалам высочайшего уровня. Хотя из беседы с актером мы узнали, что больше ему нравится играть классику. На вопрос «почему» он ответил: «Этим я обязан маме, армии, театру и своей внешности».
Борис Владимирович, вы откроете нам секрет своей любви к классике?
Моя мама очень любила искусство. Она работала бухгалтером в Доме композиторов. И ее знакомые педагоги снабжали нас билетами в разные театры. Поэтому мы постоянно ходили на концерты в оперную студию, консерваторию, драматические театры, любили оперетту. И мама всегда говорила так: «Это — красиво!» Так что я вырос на классических постановках, впитал их каноны с детства. А в армии прочел много зарубежной и русской литературы. Всего Эмиля Золя (буквально проглотил его двадцатитомную эпопею «Ругон-Маккарры»), все книги Леона Фейхтвангера, Эрнеста Хемингуэя, русскую литературу. Это клад, который остался со мной на всю жизнь.
Но как, интересно, можно ощущать время, в котором вы не жили?
Не важно, в какое время живешь: классика вечна. Модный литературный мусор уходит, а она остается. Кроме того, мне повезло с внешностью. Для колхозных деятелей я лицом не вышел. А вот классические персонажи — мое амплуа. Вся моя театральная закваска прошла на классике, начиная со спектакля «Гроза», который поставил в Малом легендарный Борис Андреевич Бабочкин во время его последней работы в театре. И заканчивая современной постановкой «На всякого мудреца довольно простоты», где один из героев так и говорит: «Ни мы не знаем, куда идем, ни те, которые нас ведут». Разве это не современно? Актер может расти, только играя классику.
С вами сложно не согласиться. Особенно если вспомнить, каким умным у вас получился генерал МВД Колесников в фильме «На углу, у Патриарших». Обычно на наших экранах такие герои довольно простоваты. Это тоже ваш высокий профессиональный уровень помог?
Не только. Еще и хороший консультант — начальник оперативной части Владимир Колокольцев — человек умный, толковый и порядочный. Теперь Владимир Александрович — министр МВД, а когда мы снимали фильм, он был майором. Общаясь с ним, я сделал вывод, что тупые типажи из органов, которых нам навязывают с экранов, — это глупость. Здесь больше сообразительных людей. Поэтому мои оперативники, фээсбэшники, кагэбэшники всегда умны, знают, чего хотят и как этого добиться.
А откуда у вас страсть к перевоплощению? В какой семье вы выросли?
Моя мама Валентина Семеновна и отец Владимир Федорович были простыми служащими. Но у папы был талант актера, и он стал, как тогда это называлось, «работником искусств». Так что его гены на мне, конечно, сказались. Но мама рано осталась вдовой, когда мне было четыре года. Поэтому отец не смог научить меня своей профессии.
Так что выбору призвания я обязан участию в школьном театре и его руководителю Клавдии Михайловне Половиковой. Она поставила спектакль «Чертова мельница», в котором я сыграл черта первого разряда Люциуса. И у меня так удачно получилось, что решил: буду актером. Но тут на моем пути встала мама. Разразился скандал! Она хотела, чтобы я получил техническую специальность. Однако я настоял на своем и поступил в Театральное училище им. М.С. Щепкина.
Ваше детство пришлось на послевоенную пору — тогда всем было трудно. А чем для вас особенно?
Так как я рос без отца, то мужские качества во мне сформировали хулиганы из мужской школы. Здесь было много ребят из плохих семей, которые подолгу сидели в одном классе. И порой с нами, 12-летними мальчишками, учились 16-летние парни. Они устанавливали свои суровые правила. Помню, как один здоровый переросток постоянно терроризировал меня — ну не нравился я ему. Сколько шишек, тумаков, боли я испытал в школе в драках с пацанами — не счесть! Это и стало для меня нелегким испытанием.
Боже мой, так можно было и самому озлобиться. А ведь школьные годы — чудесные, светлые, пора детства, юности. Неужели ничего хорошего не было?
Было, когда нас соединили с женской школой. Тогда я впервые влюбился. В соседку по парте — Зою Ампилогову. Она мне и просто так нравилась. А уж когда на уроке физкультуры она сделала шпагат, то мое сердце было совсем покорено. Настолько, что от глубины чувств я вырезал на парте сердце, пронзенное стрелой. За что мне вкатили выговор. Потом Зоя перешла в другую школу и наши пути разошлись. А еще светлые и веселые воспоминания связаны с туристическим лагерем под Ватутинками. Туда мы с классом выезжали каждое лето.
Романтика — походы, песни у костра…
Это само собой. Но чаще я вспоминаю наши набеги на блиндаж, где хранилась еда. Это — сказки Венского леса! После войны нам, мальчишкам из бедных семей, постоянно хотелось есть. Той порции, которую мы получали, катастрофически не хватало. Поэтому больше всего мы любили дежурить по лагерю ночью. Проявляя незаурядную смекалку, вскрывали блиндаж с едой, чтобы наесться до отвала. Так как он закрывался увесистым амбарным замком, то и думать было нечего, чтобы его открыть. Поэтому мы снимали дверь с петель. В те времена очень дешево стоила красная икра. И в лагерь ее привозили бочонками. Боясь оставить следы, мы осторожно открывали крышку, снимали икру ножом по окружности, намазывали на буханки хлеба и наедались досыта. Ни разу не попались!
Бывали и смешные случаи. Мы часто ездили за продуктами на базу, помогали грузить, а за это нам давали хлеб, если он был надрезан. Однажды везли в лагерь бочонок сметаны. Хотели попробовать, а взять нечем — ложек нет. Один мальчишка решил слизать языком, чтобы поверхность осталась ровной и нас не заподозрили. Только наклонился, как вдруг машина попала в яму. И он лицом в сметану — хлоп! Он встал, а мы в лежку от хохота — все лицо в сметане!
Судя по сложным обстоятельствам, вы, наверно, рано стали самостоятельным?
Я всегда стеснялся своих штопаных-перештопанных штанов, куртки, которую мне мама перешила из дядькиной гимнастерки и которую я носил несколько лет. Поэтому деньги начал зарабатывать рано. В 13 лет уже разгружал вагоны в Голицыно, где жила моя бабушка. Деньги отдавал маме, но они уходили на еду. А в 16 лет я летом пошел работать на стройку. Бурил фундамент, ходил с шагомером. И заработал большие, по тем временам, деньги. Помню, когда я принес их маме, она заплакала. А я впервые в жизни узнал, что такое хорошая одежда. Мне купили гэдээровский костюм, в котором я щеголял на выпускном вечере, ботинки и плащ.
Сейчас вы преподаете в Училище им. М.С. Щепкина и делаете, цитирую вас, «лебедей из гадких утят». А как вы сами там учились?
Учился легко. Из всех предметов мне только история КПСС не давалась. Я ее четыре раза пересдавал, а на пятый с тремя такими же обалдуями списал. Преподаватель понял, что мы не сдадим, и ушел из класса во время экзамена. В училище мне пришлось учиться дважды. После первого курса меня на три года забрали в армию. Зато после армии я уже был отличником и учился на повышенную стипендию.
Обычно в школе и институте формируется наше мировоззрение. И этому часто способствуют любимые авторы и их книги. С кем ваше «сердце бьется в унисон»?
С Эрнестом Хемингуэем. В моем Іросі хранятся все его произведения. В свободное время я открываю их на любой странице и моментально погружаюсь в чтение, забывая обо всем. Это абсолютно мой мир. Я не знаю почему. Может, потому, что он тоже Рак по знаку зодиака, и я мыслю так же, как он, все понимаю, любую мысль читаю между строк. Мы с ним на одной волне.
А вы не пробовали озвучивать его книги? Думаю, и вы, и слушатели получили бы удовольствие.
Единственные произведения, которые я озвучил, — это сказки Джанни Родари. С этой записью получилась интересная история. Когда я был маленьким мальчиком, у нас в доме на стене висел черный бумажный круг — радио. И каждый день в 10 утра начинались литературные чтения. Я садился и с упоением слушал. Больше всего мне запомнилось, как Ростислав Плятт читал сказки Джанни Родари. Я тут же чудесным образом попадал в черную тарелку и переставал замечать все вокруг.
А однажды, когда я уже стал известным актером, мне позвонили с радио «Маяк» и попросили записать сказки Джанни Родари. Деньги платили небольшие. Но я вспомнил, как сам слушал их в детстве, и подумал: «А вдруг такой же мальчишка, как когда-то я, где-нибудь в глубинке послушает меня? И ему будет так же хорошо». И я согласился. Так мы записали целую книгу. И неожиданно получили такой хороший резонанс, что записали вторую. Более того, коллеги и друзья стали звонить мне и благодарить за доставленную радость. Так им понравилось слушать сказки своего детства в моем исполнении. Вот так связь протянулась через поколения.
Почему из всех московских театров вы выбрали именно Малый?
На четвертом курсе я в нем часто подрабатывал в массовках. Но работать я хотел в Театре Моссовета. Там был великолепный состав: режиссер Юрий Завадский, актеры Геннадий Некрасов, Ростислав Плятт, Геннадий Бортников, Маргарита Терехова. Когда я окончил училище, в Театре Моссовета умер актер Вадим Бероев — знаменитый майор Вихрь. И меня хотели взять на его место. Я был горд этим и очень хотел туда попасть. Но вдруг получил приглашение в Малый театр. И я засомневался. Помню, в Театре Моссовета был режиссер и актер Юрий Зубков. И он мне сказал: «Тебя берут в Малый театр, а ты хочешь идти в Моссовета? Ты что, с ума сошел? Малый — императорский театр, лучший театр России. Даже не думай. Это настоящее счастье». Я решил, что это судьба и нужно идти. И пошел.
Сейчас не жалеете?
Ну что вы! Я сразу же попал в родную стихию, начиная с первой роли архитектора Сергея Синицы- на в спектакле Константина Симонова «Так и будет». Тогда пресса написала: «Увидели трех новых лиц: Романа Филиппова, Зину Андрееву и Бориса Клюева. Они ансамбля не испортили!» Это была хвалебная рецензия! После этого я прошел большой путь в Малом и здесь состоялся. Сейчас одна из моих лучших ролей — король Людовик в спектакле «Кабала святош» Михаила Булгакова. За нее я получил премию «Театрал», что очень приятно. Людовик, сыгранный мною, получился умным, с тонкой иронией. Особенно хорошо зрители реагируют на сцену разговора короля с Мольером, она всегда вызывает смех в зале. Я люблю гримерку, театр, мне нравится бродить по его коридорам, когда вся труппа в отпуске и вокруг пусто. В этот момент можно пустить фантазию куда-то очень далеко, вспоми- : ная игравших в прежние годы актеров, думать, о чем они мечтали, как они нам теперь помо- : гают. В театре царит добрая аура. Даже Ирина Муравьева, которая, уходя из Театра Моссовета, хотела завершить актерскую карьеру, придя к нам, расцвела и продолжает радовать зрителей своим талантом.
Борис Владимирович, что вы больше всего цените в человеческих отношениях?
Дружбу. Я очень люблю друзей детства и юности. Это отдельная тема, которая меня всегда удивляет. Как будто мы с ними одно целое. Странно, но они мне порой роднее, чем родня. Мой друг Евгений — по образованию архитектор — помог построить дачу, спроектировал ее, следил за строительством. А другой мой товарищ — тоже Евгений — известный хирург. Еще один друг, Михаил Шабров, — мой одноклассник, с которым мы вместе играли в драматическом кружке. Его все знают по песням: «Лаванда», «Луна, Луна». Я знаю, что в сложный момент они всегда будут рядом со мной. С Валерием Носиком нас связывала тесная дружба и творчество. За пять лет мы объездили весь Советский Союз с концертом «И в театре, и в кино». Валерка — маленький, а я большой. И нас очень хорошо принимали: «Ой, Носик, ой, Клюев приехал!»
А что он был за человек?
Несчастный и трогательный. Ему не очень везло на личном фронте, и от этого он выпивал.
А актер он был от Бога, играл божественно! Сам Ильинский сказал: «Валера Носик сыграл Аркашку («Лес» Островского) более трогательно, чем я». А уж Игорю Владимировичу можно было верить.
Я помню, как все девчонки в театре хохотали, глядя на то, как я «отучал» Валеру от увлечения алкоголем, заставляя его играть в футбол пробкой от шампанского. Думал, это навсегда вызовет у него отвращение к спиртному. Не удалось!
Мне дороги отношения с Виктором Мережко (председатель жюри фестиваля «Киношок»). И я очень любил дружить с актером Театра сатиры, Зиновием Высоковским, — Зямой, как все ласково его называли. С Виктором мы до сих пор встречаемся. А Зямочки с нами уже нет! Помню, когда я с ним познакомился, то был очарован тем, как фантастически Зяма читал стихотворения Владимира Высоцкого. Ничего лучше я не слышал! Потом мы вместе работали в совете Гильдии Киноактеров: пробивали какие-то вещи, куда-то звонили, ездили, что-то доставали. Его всегда смешила моя знаменитая фраза: «Зяма, я тебя прощу, береги себя». Он смеялся, потому что точно так же говорила его жена. И мы с ним все время это обыгрывали.
Есть моменты, когда мы сталкиваемся с чем-то необъяснимым. И это может изменить нас изнутри. Случалось ли такое с вами?
Да, когда я был на гастролях в Иерусалиме. Это было в советское время. После этого во мне что- то действительно изменилось. И до сих пор у меня мурашки бегут по коже, когда я вспоминаю, как мы втроем: я, Александр Михайлов и Дмитрий Кознов вошли в храм Гроба Господня и сразу встали на колени — такую силу мы ощутили! Там ведь до сих пор зажигается огонь. А почему и как — никто объяснить не может. В тебе действительно что-то меняется, когда ты заходишь в Гефсиманский сад. Или идешь по улице Виа Долороза, где Христос нес крест, и там, где пролилась его кровь, вырастали со временем церкви. В какой-то момент ты вдруг кожей, нутром начинаешь понимать: что-то высшее существует! Я уже не говорю о том, какая огромная человеческая культура там сосредоточена. И какое впечатляющее количество религий. Хасиды день и ночь молятся у еврейской святыни — Стены Плача. А прямо за ней — огромная мечеть, и мулла поет там день и ночь. Неподалеку католики молятся, а рядом православные греки, чуть дальше армянский католикос, протестанты, и тут же эфиопы. Я не фанатик религии. Но после посещения Иерусалима я впервые исповедался и с тех пор соблюдаю Великий пост. И знаете, для меня, безусловно, есть святые вещи, которые всех нас обязывают оставаться прежде всего людьми.