Мы всегда стараемся дать нашим детям все лучшее, что есть у нас самих, только в миниатюре. И если с едой, одеждой, игрушками все понятно, то аналог автомобиля, без всякого сомнения, — детская коляска, которая порой не уступает навороченному «дримкару» ни ценой, ни технической оснащенностью.
Конечно, все началось с изобретения колеса. Но долгие сотни лет никто не связывал это эпохальное событие с детьми. Их если и возили куда-то в телегах, кочевых кибитках, фургонах, каретах и так далее, то вместе с прочим имуществом. «Индивидуальным транспортом» младенца оставалась мать или нянька, носившая его в перевязи на спине или груди — прообразе современных слингов.
На Руси для этой цели использовали подол сарафана; конечно, не сам подол, задрать который на людях женщина никак не могла, а надетый сверху специальный передник. В Китае похожее приспособление называлось «май-тай», в Японии — «онбухимо», в Африке — «канга». Позже перевязь стали снабжать лямками и ремешками, стягивавшими ее в мешок, из которого малыш при всем желании не мог выбраться. Это было необходимо, поскольку во многих странах женщины носили детей и оставляли их без присмотра, боясь не столько того, что ребенок проголодается, сколько злых духов, грозящих извести его или подменить своим отродьем. Со временем привычка таскать детей с собой исчезла — их стали пеленать и оставлять в колыбели или люльке под довольно небрежным присмотром взрослых.
Сидячая коляска. Германия. XIX век
Дым, кухонный чад и туго стянутые пеленки явно не делали младенцев здоровее. Но еще больше опасностей грозило детям за пределами дома. В 1553 году утонул царевич Дмитрий, первенец Ивана Грозного, — в поездке на богомолье нянька уронила его в озеро, сходя на берег с корабля. В XVIII веке философы Просвещения впервые предположили, что свежий воздух полезен для здоровья.
Жан-Жак Руссо в своем «Эмиле» предписывал детям постарше ежедневно гулять не меньше двух часов, а малышей выносить на улицу на такой же срок. Бедняки не обращали внимания на эти советы: их дети, оставленные без присмотра, и так проводили на улице все время. А вот люди побогаче новыми идеями вдохновились — в возникших в ту же эпоху общественных парках появилось множество нянь и гувернанток с детьми. Естественно, возник вопрос о средствах передвижения для малышей. Перевязи были давно забыты, в Европе ими пользовались только цыганки. К тому же кроме детей нянькам нужно было везти с собой их имущество: пеленки, игрушки, запас воды и пищи.
Громоздкая детская повозка и легкая коляска, изобретенная Чарльзом Бэртоном
Первым разрешил эту задачу британский аристократ Уильям Кавендиш, герцог Девонширский. Его жена Джорджиана, родив супругу троих детей, завела роман с его политическим оппонентом, легендарным Чарльзом Греем, и имела от него дочь. Чтобы отомстить, герцог сделал своей любовницей подругу жены, которая родила ему еще двух малюток. Вся эта большая семья дружно, не нарушая приличий, прогуливалась в Кенсингтонских садах, и герцог задумался о транспорте для своего мини-детсада. В 1733 году дизайнер Уильям Кент выполнил его задание, создав первую в мире детскую коляску — почти копию коляски взрослой, только поменьше. На дверцах этой открытой четырехместной повозки красовался золоченый герцогский герб, а тянуть его должны были пони или ослик.
После наполеоновских войн мода на такие коляски распространилась среди высшего света, хотя новинка была не только дорогой, но и неудобной — приходилось запрягать пони, чтобы один или два ребенка могли час-другой трястись по гравию парка, распугивая прохожих. К тому же маленькие дети не могли находиться в коляске без присмотра няни, которой приходилось бежать следом.
Коляска на велосипедных рессорах. 1891 год
Выход из положения пришлось искать самой королеве Виктории, которая была не только владычицей громадной империи, но и матерью девяти детей. Родив в 1840 году первую дочь, названную ее именем, Виктория пожелала выгуливать ее самостоятельно, без слуг и тем более без пони. Королевские мастера сконструировали для нее коляску поменьше, но все равно громоздкую. Ручки, сильно напоминающие оглобли, находились у нее спереди, и королеве приходилось тянуть коляску за собой. Довольно быстро ей это надоело, и трудоемкую операцию пришлось доверить нянькам.
Первые складные коляски появились в 1900 году
Следующее усовершенствование датируется 1853 годом — механик Чарльз Бэртон переставил ручки коляски назад, и теперь ее нужно было толкать перед собой. При этом спереди коляска оставалась открытой, и при столкновении с любым препятствием дети, сидевшие лицом вперед, легко могли вылететь наружу. Травмы грозили и прохожим, с которыми случайно сталкивался агрегат, весивший до 100 кг.
В итоге в 1873 году лондонская полиция запретила возить коляски по тротуарам — только по мостовым. Что означало, что коляскам, как и прочим экипажам, надлежало быть снабженными фонарями и номерными знаками. Все это заставило производителей наконец сделать коляски меньше и легче.
Несмотря на все усовершенствования, детское авто в то время оставалось дорогим и громоздким. Его рама и колеса были металлическими, кузов делали из ткани, дерева или прутьев, украшая кружевами. Типичный пример — коляска, выставленная на продажу в 1897 году в каталоге Сирса за 5 долларов 95 центов: «Прекрасный кузов из камыша, прочная кленовая основа, патентованный механизм с колесами из лучшей бессемеровской стали. Оборудована лучшими автоматическими тормозами, обшита кретоновой тканью, снабжена изящным складным зонтиком с силезскими кружевами».
Коляска — тандем для детей разных возрастов вошла в моду в начале XX века
Постепенно дорогостоящие дерево и металл заменялись резиной и пластиком, но массовый выпуск колясок удалось наладить только в 1940-е годы в США. В тот период главным их производителем стала компания Stroll-o-chair, позже переименованная в Babyland. Благодаря ей и другим крупным фирмам коляски из предмета роскоши сделались наконец средством передвижения, доступным всем малышам. Со временем их борта делались ниже — детские психологи установили, что ребенок, чтобы развиваться, должен на прогулке видеть окружающий мир. Появились коляски с совсем прозрачными бортами, но популярностью эти «аквариумы» не пользовались.
Передвижная съемная люлька. США. 1910-е годы
Производству колясок подключались все новые страны, в числе которых был и Советский Союз. В 1920-е годы коляски в СССР были буржуазным пережитком, признаком нэпманства и комчванства, а затем — стали просто редкостью. Делались они кустарным способом. После войны в СССР попали не только трофейные коляски из Германии, но и технологии их изготовления, по которым в 1949 году начал производиться отечественный «детский транспорт». Постепенно главным их изготовителем стал Дубненский машиностроительный завод (ДМЗ) «Камов» в подмосковной Дубне. Вообще-то это было оборонное предприятие, выпускавшее самолеты и ракеты, но ему поручили разрабатывать и проводить испытания колясок, которые потом выпускали 54 завода страны. Только на одном ДМЗ до конца советской эпохи было выпущено до 5 млн. колясок, а общее их производство достигло 45 млн.
Такие многоместные коляски выпускались в Англии специально для сиротских приютов. 1937 год
При этом колясок по-прежнему не хватало, и умельцы делали их сами, водружая на велосипедные рамы даже плетеные корзины. Нередко семьи с низкими доходами покупали вместо «люлечных» колясок более дешевые прогулочные, а грудных детей по-прежнему носили на руках. Коляски, как и многие советские товары, были прочными, но тяжелыми и неудобными, поэтому столичные жители гонялись за продукцией немецкой фирмы «ЦЕКИВА» или, на худой конец, латвийского Лиепайского завода.
Легендарная немецкая актриса Луиза Райнер с мужем и новорожденной дочерью на прогулке. 1946 год
На западе между тем конструкторская мысль не стояла на месте. В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен впечатлился рассказоом своей дочери о том, как во время путешествия из Америки в Англию ей везде приходилось таскать на себе громоздкую детскую коляску. У себя на производстве Макларен имел дело с алюминием, из которого и соорудил легкую складную коляску — stroller. Основав собственную компанию, находчивый инженер быстро сделал свое изобретение популярным во всем мире.
Мини — авто — элитные английские коляски 1940-х
На его основе в следующем десятилетии появилась совсем уж компактная «коляска-трость», которую легко не только возить с собой, но и хранить в шкафу. Однако классические четырехколесные коляски не собираются сдаваться, их козырь — прочность, размер и статусность. Ведь одна из функций колясок — подчеркивать положение маленького пассажира не менее явно, чем дорогой лимузин. Здесь учитывается все: материал, украшения, ходовые качества.
Самая желанная в СССР — гэдээровская коляска «Цекива»
Долгое время вне конкуренции было творение фирмы Silver Cross под названием Silver Shadow, сделанное дизайнерами Грэхемом Ричардсоном и Элисон Мерфет в 2008 году по прототипу 1877 года. Эта коляска, снаружи покрытая 24-каратным золотом, а внутри обитая синим атласом и натуральным мехом горностая, стоила 12 тысяч долларов. Теперь ее опередила складная коляска Aprica for Fendi, обтянутая мехом шиншиллы, за 30 тысяч долларов.
Брюс Уиллис с молодой женой и дочкой
И все же даже очень состоятельные родители сегодня обходятся колясками по 2-3 тысячи долларов, требуя от них не позолоты и шиншиллы, а того, что было главным и два века назад — надежности и удобства. Поэтому в дорогом сегменте безусловным лидером уже долгие годы остаются такие, например, как совершенно классического вида Silver Cross Balmoral ручной работы. Их уже много лет закупает английский королевский дом для самых младших членов фамилии. Стоят чуть больше 2,5 тысячи долларов.
Кейт Хадсон предпочитает модернизированную классику
Массовый сегмент сегодня становится все более технологичным: большинство современных колясок — трансформеры из разряда 3 в 1, способные легко превращаться из «люлечных» в прогулочные, а в случае надобности и в автокресло. И при этом во многих из них все больше электроники и наноразработок: это и система терморегуляции, и «дышащие» ткани, и ремни безопасности в самых неожиданных местах.
Казалось бы, коляскам нет альтернативы, но в последние десятилетия их вдруг стали теснить далекие предшественники — перевязи и рюкзачки-«кенгуру». Их преимущества легкость, дешевизна и возможность маленького пассажира вволю обозревать окружающий мир. Но есть и недостатки: ребенок в них становится уязвим для тех опасностей, от которых его худо-бедно спасает кузов коляски.
Поэтому нет сомнений, что в ближайшем будущем производители детских колясок найдут способ вернуть в свое лоно молодых родителей. Уже сейчас разрабатываются легкие складные коляски, совмещенные с велосипедом и даже скутером. Впрочем, время доказало, что счастье ребенка все-таки зависит не от дизайна его коляски, а совсем от других вещей.