«Ты или кинозвезда — или хорошая девочка. Все вместе не получится» — сказала как-то Элизабет Тейлор, дав тем самым отпущение грехов многим своим коллегам по звездному цеху. Кира Найтли одна из немногих, кому удалось опровергнуть это утверждение. В свои 27 лет она по голливудски богата, знаменита, хороша собой — и при этом по британски благопристойна.
На первый взгляд Кира — классический баловень судьбы. Родители-актеры, водившие дружбу суть ли не со всеми богемными звездами Лондона, дали ей возможность раннего и успешного старта. При этом каким-то чудом уберегли дочь от необдуманных связей, наркотиков и прочих опасных соблазнов раннего и публичного взросления. «Будем откровенны, мисс Найтли очень красивая и очень везучая девушка» — сказал о Кире режиссер Джон Мейбери. Однако чуть более пристальный взгляд на жизненный путь одной из самых богатых британских актрис разрушает эту сказочную картину: Кира Найтли получила от жизни не так уж много подарков.
Даже на свет она появилась в результате сделки. Мать Киры, не слишком удачливая актриса Шерман Макдональд, отчаявшись сделать карьеру в театре, решила переквалифицироваться в драматурга. А заодно, воспользовавшись появившимся свободным временем, родить ребенка. Ее муж Билл Найтли, тоже актер и тоже не особенно востребованный, привел целый список причин, по которым с ребенком следовало повременить. Самая убедительная звучала так: у пары уже подрастал сын Калеб, и второго ребенка семья бы не потянула. Единственным более или менее постоянным доходом были деньги, которые приносил в дом Билл – в периоды актерского простоя он подрабатывал таксистом. Супруги договорились, что о новой беременности можно будет подумать, если карьера драматурга удастся Шерман больше, чем актерство.
Но видимо, Шерман очень хотела ребенка, потому что через некоторое время ей удалось продать одному лондонскому театру свою пьесу. А ещё через год, 25 марта 1985 года, у них родилась девочка Кира Кристана.
«Сейчас меня называют воплощением британского аристократизма, — смеется Кира. – Но посмотрели бы вы на меня, когда я была ребенком: кожа да кости в вечно рваных штанах. Не понимаю, откуда взялся миф о моём высоком происхождении.» Несмотря на обширные знакомства в богемной среде, к высшему свету семейство Найтли не принадлежало. Дети учились в самой обычной школе, но даже там Кире пришлось довольно тяжело: ей было шесть, когда врачи поставили девочке диагноз «дислексия». До школьной травли дело не дошло, но для того, чтобы получать хорошие оценки, Кире приходилось затрачивать гораздо больше усилий, чем другим детям.
Она рано начала работать: в семь лет у Киры Найтли появился собственный агент, который организовал ей маленькую роль в фильме «Королевский праздник». Первые уроки суровой актерской жизни не обескуражили ребенка: «Съемки – это не удовольствие. Ты ждешь. Ты подчиняешься, все время подчиняешься. Адская работа. Никогда в жизни не променяю её на другую». Девочка, которая ничем не выделялась из толпы таких же маленьких актрис, рано поняла, что внешность и даже талант мало что решают в актерской профессии. Ключ, отпирающий дверь к успеху – это настойчивость.
Она никогда не отказывалась от эпизодов, всегда соглашалась на участие в сериалах, а когда ей предложили роль двойника Натали Портман в фильме «Звездные войны», с восторгом подписала контракт. Но отказов также было много. Позже Найтли признается, что в подростковом возрасте была «эмоциональной развалиной».
Кира пыталась жить как обычный подросток: ходила в школу, дружила с мальчиками, сходила с ума по группе «Нирвана». Как ни странно, девушку, мечтавшую стать кинозвездой, абсолютно не привлекал голливудский гламур. Мрачная романтика музыки «гранж», подчеркнутая небрежность в одежде, первые сигареты, первый бойфренд – Шерман Макдональд говорила, что в те годы Кира отчаянно искала себя.
Скромный успехи уверенности не приносили. В 1999 году Кира сыграла Лару в сериале «Доктор Живаго» за гонорар ниже, чем требовали более именитые актрисы. В фильме «Яма» Найтли без колебаний снялась обнаженной. Но все было напрасно: Кира Найтли мелькала на страницах британских таблоидов, но оставалась лишь одной из многих. Прорыв случился только в 2002 году, после фильма «Играй, как Бекхэм», как раз в тот момент, когда Кира была готова бросить кино и сосредоточиться на истории английской литературы, которую изучала в колледже.
Коммерческий успех фильма критики объяснили «спекуляциями на имени легендарного спортсмена», а Киру, сыгравшую девочку-подростка, обвинили в эксплуатации «двусмысленной полудетской сексуальности». «Я ненавижу, когда говорят, что я проснулась знаменитой, — признается Найтли. – Десять чертовых лет я потратила на то, чтобы пробиться в Голливуд». В то время газеты писали, что она страдает анорексией, впоследствии ей удалось выиграть судебный процесс против газет, тем самым отстояв своё «здоровое» имя. Разговоры о нездоровой худобе сопровождают Найтли до сих пор, но в 2003 году она ещё не умела отвечать на нападки прессы: терялась, грубила или, что ещё хуже, оправдывалась. Но со временем Кира научилась защищаться. Чем чаще в прессе упоминалась худоба Найтли, тем откровеннее становились наряды Киры.
В 2005 году Кира Найтли сыграла роль Элизабет Беннет в фильме «Гордость и предубеждение», за эту роль её номинировали на «Оскара».
В 2006 году некоторые журналы намекали на связь Найтли с какой-то девушкой из городка в графстве Мидлсекс, что было враньем от первого до последнего слова.
В 2009 году журнал «Форбс» сообщил, что годовой доход мисс Найтли составляет 9 миллионов долларов. В том же году была расторгнута помолвка Киры и Руперта Френда, хотя до этого у них были «прочные отношения в истинно британском духе». Отец Найтли сказал по этому поводу следующее: «Не всякому мужчине удается смириться с тем, что его подруга более успешна».
Её новый бойфренд музыкант Джеймс Райтон и Кира Найтли объявили о своей помолвке несколько месяцев назад. После премьеры фильма «Анна Каренина», за который Найтли уже получила свою долю уничижительной критики, она сказала: «Есть некоторые нюансы в моей героине, которые мне не нравятся. Но стоит задуматься: а я лучше?»
В отличие от Анны, Кира Найтли сумела преодолеть комплекс жертвы, который вольно или невольно много лет навязывали ей пресса и публика. Впрочем, она не считает это своей заслугой: «Мне повезло, что я живу во времена, когда понятие женское предназначение не существует. Быть свободной и не ведать сомнений – вот самая большая роскошь в мире».