В величайшей голливудской звезде немого кино Мэри Пикфорд сочетались внешность прелестного ребенка и железная хватка прожженного дельца. Девизом актрисы, которую зрители любовно называли «малышкой Мэри», были слова: «Мне нужны деньги. Много денег»
«Я всегда старалась выглядеть так, чтобы никто не мог сказать: она хороша только на экране».
1893 – Будущая королева экрана родилась 9 апреля 1893 года в Торонто. Её настоящее имя – Глэдис Луиза Смит. Младенцем Глэдис много болела: дифтеритом, туберкулезом и пневмонией, от которой едва не умерла.
1901 – Доктор, лечивший Глэдис, так её полюбил, что покупал ей дорогие лекарства за свой счет и даже попросил её мать Шарлотту позволить им с женой удочерить Глэдис. Узнав, что мать согласна отдать её богатой бездетной паре, Глэдис спросила: «Мама, разве я тебе больше не нужна?» Шарлотта отказала врачу и увезла семью из Канады в Соединенные Штаты.
Мать Глэдис Шарлотта Смит после смерти мужа растила детей одна. До тех пор, пока она не пошла работать в театр, дети частенько голодали. Глэдис, сестра Лотти и брат Джек работали вместе с матерью. В семь лет Глэдис, умевшая разжалобить самого строго импресарио, стала главной кормилицей семьи и продолжала заботиться о родственниках всю жизнь.
В школе Глэдис не училась. «Я ходила в школу только шесть или семь месяцев, да и то не подряд, — вспоминала она. – Зарабатывать деньги было важнее, чем учить уроки. Да, можно сказать, что у меня не было детства».
1908 – Пятнадцатилетняя Глэдис связывала свое будущее с театром. Почти десять лет проработав в разъездных труппах и исколесив всю Америку, Глэдис была счастлива, получив работу в бродвейском театре «Беласко». По настоянию менеджера она сменила свое невыразительное имя на звучное Мэри Пикфорд, взяв в качестве псевдонима фамилию своей бабушки, и приготовилась к жизни бродвейской звезды. «На Бродвее можно было заработать хорошие деньги, — вспоминала она. – Но пока я ждала этих денег, мои сбережения таяли, и я решилась пойти на унизительные кинопробы, чтобы моя семья не голодала».
1909 – Получив работу на студии «Байограф», Мэри сказала заправлявшему там режиссеру Дэвиду Гриффиту, что не собирается бросать театр. Рабочий день на студии длился с пяти утра до семи вечера. Мэри не стала испытывать себя на прочность. Отыграв последние спектакли в театре, она навсегда попрощалась со сценой и полностью посвятила себя кино.
«Байограф» платила по пять долларов в день – как исполнителям главных ролей, так и статистам. За первый год работы в кино Мэри снялась более чем в тридцати фильмах. Но денег всё-равно не хватало. И тогда Мэри начала писать сценарии – их она продавала студии по 25 долларов за штуку.
1910 – Киноиндустрия потихоньку перебиралась из Нью-Йорка в Калифорнию. «Когда я впервые приехала в Лос-Анжелес, он был маленьким захолустным городком», — вспоминала Пикфорд. Однако уже тогда Голливуд притягивал богачей. Одним из поклонников Мэри стал газетный магнат Уильям Рэндольф Херст: он был так впечатлен красотой молодой актрисы, что несколько месяцев оплачивал все её расходы.
В первые годы существования кинематографа было не принято указывать в титрах имена актеров. Но публика запомнила Мэри Пикфорд и называла её «Девочка с золотыми кудрями».
1912 – Карьера Мэри развивалась так же стремительно, как и вся киноиндустрия. Пикфорд быстро поняла, что камера её полнит, поэтому похудела на 10 килограммов и при росте 154 сантиметра весила 39 килограммов. Она также смягчила нарочитый профессиональный грим и первой начала использовать для съемок обычную косметику. Но еще больший интерес вызвал у Пикфорд коммерческий потенциал кино. Мэри потребовала отменить правило анонимности актеров и неуместную на её взгляд демократичность гонорарной системы. К 20 годам она получала 500 долларов в неделю.
В двадцать пять лет Пикфорд с успехом играла в том числе и маленьких девочек. Для этого в павильонах возводилась исполинских размеров мебель, на фоне которой Мэри выглядела маленькой и хрупкой. Свет ставился так, чтобы замаскировать малейший намек на возраст Мэри.
1914 – Мэри снялась в семи полнометражных фильмах, включая знаменитый «Тэсс из страны бурь». Пикфорд стала главной звездой кинокомпании «Фэймос Плейерс», получала тысячу долларов и пять тысяч писем от поклонников в неделю. Через два года её гонорар вырос до двух тысяч, и она стала самой высокооплачиваемой голливудской актрисой своего времени.
Мэри все чаще показывалась на публике одна или с матерью. Муж Оуэн Мур, чью карьеру не могли подтолкнуть даже усилия Мэри, много пил и устраивал жене безобразные истерики.
1919 – В этом году Мэри стала соучредителем компании «Юнайтед Артистс» и превратилась в самую влиятельную женщину в мировой киноиндустрии. Вместе с Чарли Чаплином, Дэвидом Гриффитом и Дугласом Фэрбенксом Мэри ограничила влияние крупных студий, которые контролировали всю индустрию.
1917 – Когда США вступили в войну, Мэри взяла шефство над батальоном Первой калифорнийской армейской артиллерии. Каждому из шестисот своих подопечных она подарила золотой медальон со своим портретом. Солдаты надевали эти медальоны, идя в бой, за что получили прозвище «600 воинов Мэри Пикфорд». Кроме того, Мэри учредила неофициальный «табачный фонд вооруженных сил» и собирала с коллег сигареты для солдат. Выступая на митингах, она призывала американцев покупать облигации военного займа: «Во мне всего пять футов роста и сто фунтов веса, но каждый дюйм и каждая унция воюет вместе с Америкой».
1920 – Дуглас Фэрбенкс поначалу не понравился Мэри. Увидев, как он запрыгивает в кабриолет, не открывая дверцы, Пикфорд решила: «Слишком эмоциональный. Он не может быть опорой для женщины». Но романтизм и ирония Дуга её очаровали. Между звездами завязался страстный роман.
Ради того, чтобы жить вместе, Дугу и Мэри пришлось развестись со своими супругами. Пуританская Америка 30-х простила это своим любимцам.
Пикфорд и Фэрбенкс стали первыми кинозвездами, поселившимися в Беверли-Хиллз. В те времена большая часть рая для богатых и знаменитых была занята бобовыми плантациями. Поместье «Пикфэр», получившее свое название от первых слогов фамилий Мэри и Дуга, было построено на месте бывшего охотничьего домика. Когда Фэрбенкс купил этот участок, на нем не было даже водопровода. Вскоре рядом с домом появились фонтаны, пруд и бассейн.
Мэри и Дуглас основали собственную киностудию, а в 1927 году приняли участие в организации Академии киноискусства. Фэрбенкс был её первым президентом. Впоследствии именно свою деловую активность Мэри назвала одной из причин, по которым её брак с Дугом дал трещину: «Я слишком давила».
1928 – Знаменитые золотые локоны всегда доставляли Мэри много хлопот. Прямые от природы, волосы Пикфорд нуждались в постоянной завивке. В этом году Мэри впервые в жизни сделала короткую стрижку. «Эпоха невинности закончилась», — писали газеты под фотографией Мэри в кресле парикмахера. Увидев жену со стрижкой, Фэрбенкс заплакал.
1936 – Развод с Дугласом Мэри считала самой большой трагедией в своей жизни. «Причина была не в том, что он полюбил другую (британскую актрису Сильвию Эшли), а в том, что, в отличие от меня, не мог смириться с наступлением зрелости», — говорила Пикфорд.
1937 – Мэри Пикфорд вышла замуж за джазмена Бадди Роджерса. Брак был несчастливым. Мэри по прежнему называла себя миссис Фэрбенкс, а после смерти Дугласа в 1939 году начала пить. Напившись, она вела с покойным Фэрбенксом долгие ночные беседы.
1941 – Карьеру актрисы Мэри официально закончила в 1933 году, после провала нескольких своих фильмов. Однако ещё несколько лет, прежде чем навсегда уединиться в «Пикфэре», она занималась бизнесом и общественной деятельностью. В 1941 году Пикфорд вместе с Орсоном Уэллсом и Уолтом Диснеем основала Объединение независимых продюсеров. В 1949-м открыла телерадиокомпанию. Мэри входила в совет многих благотворительных обществ, давала интервью, но наотрез отказывалась сниматься в кино. Она, например, отвергла роль Нормы Десмонд в фильме «Бульвар Сансет». «Мое время прошло», — без сожаления признавала величайшая звезда немого кино.
1944 – Своих детей у Мэри не было, поэтому они с Бадди усыновили мальчика Чарльза и девочку Роксанну. По словам Роксанны, Мэри не слишком усердно выполняла материнские обязанности: «Нами занимался Бадди».
1948 – «Откладывай деньги, скопи сумму, которая позволит тебе продержаться не меньше года» — так звучит одна из «Десяти заповедей будущей кинозвезды», которые Пикфорд написала по просьбе Клуба помощи начинающим актрисам.
Будучи миллионершей и влиятельным продюсером, Мэри признавалась, что не верит в кино «по-настоящему»: «Пара провалов – и ты остаешься без гроша». Поэтому к концу 40-х Мэри перестала вкладывать деньги в кинобизнес.
1976 – Мэри Пикфорд получила «почетного Оскара» — награду за вклад в киноискусство. На церемонию Пикфорд не пришла, «оскаровская» речь была записана заранее у неё дома. Мэри сдержала слово и не покидала «Пикфэр» до самой своей смерти в 1979 году.
Читать далее: детский образ от Мэри Пикфорд ->>>