Самый знаменитый христианский храм савременности – Саграда Фамилия в Барселоне – остается недостроенным уже 130 лет. Его создатель Антонио Гауди хотел сделать храм совершенством, у которого, как известно, нет предела. «Мой заказчик – Господь, а Он не торопится», — любил говорить архитектор.
Эта история началась в 1874 году, когда молодой священник Маньяне явился к издателю Жозепу Бокабелье с идеей возвести в Барселоне грандиозный храм. Причем исключительно на пожертвования граждан — чтобы показать, как сильно они любят Бога. «Все мы — семья Христа, все стремимся искупить свои грехи, чтобы войти в Его царство», — говорил священник. Отец Маньяне был убедителен, и издатель, возглавлявший по совместительству католическое общество святого Иосифа, объявил в своем журнале о сборе средств. В бурно растущей столице Каталонии нашлось немало верующих, готовых пожертвовать не только лишние тысячи, но и последние трудовые песеты. Будущую церковь решено было назвать Теmр1е Ехрiаtоri de 1а Sаgгаdа Familia — Искупительным храмом Святого Семейства. Участок для него приобрели не в фешенебельном центре, а на окраине, в районе Эшампле, где паслись козы и теснились лачуги бедняков.
В 1882 году епископ Барселоны торжественно заложил в основание храма первый камень. Затем начались проблемы — архитектор Франсиско Вильяр собирался строить обычную псевдоготическую церковь, каких полно в Каталонии, а заказчикам во главе с Бокабельей хотелось чего-то более грандиозного. После долгих препирательств Вильяр отказался от работы, сославшись на преклонный возраст. Нового архитектора долго не могли отыскать, пока кто-то не вспомнил про помощника Вильяра, молодого Антонио Гауди, которого одни считали гением, другие — сумасшедшим. Увидев его, издатель опешил: перед ним стоял невысокий голубоглазый мужчина с рыжеватой, уже начавшей редеть шевелюрой. Бокабелья сразу вспомнил, как в самом начале строительства дядя Жоан сказал ему: «Ничего у вас не выйдет, пока за дело не возьмется рыжий человек с голубыми глазами». Такое совпадение нельзя было игнорировать, и возведение храма поручили Гауди. Не менее важно было то, что он сразу согласился на предложенный ему довольно скромный гонорар.
Антонио (по-каталански Антони) Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в городке Реус в семье кузнеца и чеканщика Франсеска Гауди и его жены Антонии. Он был пятым, самым младшим ребенком, но с годами остался единственным — двое братьев умерли в младенчестве, третий умер, едва успев закончить учебу, вслед за ним из жизни ушла безутешная мать. Три года спустя скончалась сестра Роса, оставив на попечение Гауди малолетнюю дочку Роситу. Сам Антонио с детства страдал ревматизмом, из-за чего не мог играть с другими детьми, и проводил дни за чтением или медленно бродил по окрестностям Реуса, любуясь морем, причудливыми скалами и оливковыми рощами. Восхищенно разглядывая все это, он учился подражать природе — лучшему из архитекторов. Другим источником его вдохновения была мастерская отца, где он учился ковать решетки, фонари, навесы так, чтобы они украшали дом и органично вписывались в его интерьер. Позже это стало важным принципом архитектуры модерна, в которой ярко заблистало имя Гауди. Пока же он окончил школу и отправился в Барселону, где поступил в архитектурное училище. Его дипломной работой стали кованые фонари, до сих пор украшающие площадь Пласа Реал. По окончании училища он тут же угодил в армию, но из-за плохого здоровья большую часть службы провел в госпитале. После возвращения его взял в помощники упомянутый уже Франсиско Вильяр — местный корифей неоготического стиля.
Уже в 1878 году Гауди спроектировал для богатых заказчиков два здания — Дом Висенс в Барселоне и Эль-Каприччо в Комильясе, — соединявшие простоту формы с изощренным богатством отделки. В том же году он отправился на Всемирную выставку в Париж, где познакомился с Эусебио Гуэлем. Этот богатейший человек Каталонии, текстильный магнат, был в душе мечтателем, стремившимся превратить Барселону в город будущего. Поверив в талант Гауди, он щедро, не считая денег, обеспечивал его работой. Сперва были павильоны в усадьбе Гуэля в Педральбесе, потом — его винные погреба, потом — церкви и часовни, построенные фабрикантом для своих рабочих «Колонии Гуэль». В 1890 году Гауди выстроил для Гуэля дворец в центре Барселоны, а позже взялся за обустройство по его заказу парка на склоне Лысой горы, нависающей над городом. Парк Гуэль был усеян сказочными домиками, лестницами, причудливо изогнутыми скамьями, фонтанами с мозаикой и лепниной. Один из домиков купил для себя Гуэль, в другом поселился сам архитектор с племянницей. Гауди стал модным, городские богачи выстроились к нему в очередь. Отец не раз предлагал ему жениться, чтобы продолжить род. Однако Антонио был целиком поглощен работой, не обращая на женщин никакого внимания. Да и они не особенно интересовались этим неопрятным, сгорбившимся над чертежами, дымящим едкими сигарами человеком, который в тридцать лет выглядел на все пятьдесят. При этом он, как и его отец, был строгим вегетарианцем, а из всех напитков пил только чистую воду — возможно, это и позволило ему при всех болезнях прожить довольно долго.
Загораясь каждой новой работой, Гауди все-таки стремился к чему-то большему, чем строительство домов для буржуа. В зрелом возрасте он, прежде равнодушный к религии, обратился к Богу и захотел выразить свою любовь к Нему — на равных, как Бах в своих мессах. Лучшим способом для этого было строительство храма, поэтому он сразу принял предложение Бокабельи. Гуэль, тоже убежденный католик, смирился с тем, что его «придворный» зодчий отныне будет поглощен другим проектом. В 1883 году, когда Гауди взялся за работу, на месте здания был громадный котлован, на дне которого возвышались стены недостроенной крипты — подземной часовни, где обычно устраивались захоронения. Быстро завершив ее, архитектор начал возводить верхний храм, но внезапно остановил работу. Он бесповоротно решил заменить неоготический проект Вильяра собственным, небывалым прежде, в котором колонны росли бы, как лес, а башни напоминали скалы. Это требовало куда больше времени и денег, чем предполагали заказчики, и неудивительно, что они отказались финансировать проект. Гауди пришлось переключиться на другие заказы, но пять лет спустя некий анонимный благотворитель пожертвовал на храм громадную сумму — полмиллиона песет. Ходили слухи, что это был Эусебио Гуэль, понимавший, что Саграда Фамилия стала для его друга смыслом всей жизни.
Гауди с новыми силами взялся за строительство. По его замыслу храм должны были окружать три грандиозных фасада, посвященных смысловым центрам евангельской истории — Рождеству, Страстям Христовым и Второму пришествию. Над фасадами поднимались 12 башен-колоколен, которые символизировали апостолов, а в центре храма высилась увенчанная крестом главная башня, символ самого Христа, окруженная башенками четырех евангелистов. Над алтарной апсидой располагалась башня Девы Марии. По проекту Вильяра высота собора составляла 120 метров, Гауди увеличил ее до 170, тем самым превратив в самое высокое здание Испании. Первым он начал возводить фасад Рождества, над которым начали подниматься к небу странные башни, очень похожие на те песчаные замки, что Антонио строил в детстве. Годом позже появилась апсида, украшенная снаружи множеством причудливых башенок и водосточных труб. На них Гауди вместо мрачных химер и горгулий рассадил выкрашенных в яркие цвета ящериц, голубей, улиток. Тогда же начал строиться клуатр — крытая галерея вдоль будущего храма, в которой рядом с апсидой была устроена часовня святой Девы Розарии. После этого архитектор переключился на украшение фасада Рождества скульптурами и барельефами, воплощавшими земную жизнь Христа. Разделенный на три портала фасад увенчивал керамический кипарис, окруженный птицами, — символ Церкви и ее паствы.
Наступил XX век, истекли 18 лет, отведенных Гауди для строительства, а он все еще не достроил первый фасад, увлеченно изучая законы акустики. Ему хотелось, чтобы колокола на каждой из трех колоколен приводились в движение не людьми, а ветром, который продувал бы сквозные башни, — «я хочу, чтобы сама природа здесь славила Бога». Колокольный звон должен был сливаться со звучанием пяти мощных органов и голосами 1500 певчих, размещенных на хорах (всего в храме могло разместиться 30 тысяч молящихся). Попутно Гауди додумался создать на вершине каждой башни нишу для прожектора, чтобы храм даже ночью излучал свет. Для него самого ночь была любимым временем работы — вскакивая с жесткого ложа, где он нередко спал не раздеваясь, он хватал карандаш и лихорадочно набрасывал эскизы колонн, которые разветвлялись в вышине, как настоящие деревья. «Мой храм будет подобен лесу, — говорил он. — Мягкий свет будет литься через окна на разной высоте, и вам покажется, что это светят звезды».
Тем временем деньги, собранные на строительство, опять кончились. Гауди сперва отказался от зарплаты, потом начал тратить на храм свои гонорары за другие проекты. Его перестали звать на приемы, поскольку там он донимал всех просьбами о пожертвованиях. Чтобы поменьше тратить, он сдал свой дом в парке Гуэль и переселился в крипту храма; от ночного холода и сырости у него обострился ревматизм. Рука отказывала, он не мог рисовать и заставлял помощников воплощать свои фантазии, вовсю ругая их за непонятливость. На его семью продолжали сыпаться беды: умер отец, а в 1912 году скончался последний близкий ему человек — племянница Росита. Но он продолжал работу. «Что такое все наши страдания в сравнении с муками Христа?» — говорил он. Эти муки он собирался воплотить в грандиозном фасаде Страстей, совсем непохожем на фасад Рождества. В его рисунках возникали грубые линии, зловещие силуэты мучителей, бьющиеся в судорогах жертвы. Казалось, архитектор навеки забыл радость жизни, собираясь воплотить в камне все свои страдания. Но параллельно он работал над третьим фасадом Славы, громадная плоскость которого спокойна и торжественна, как хорал Баха, говорящий, что земное горе преходяще, а радость на небесах — вечна. Это чувство Гауди хотел передать всем своим согражданам, всем христианам, хотя уже чувствовал, что его замысел слишком грандиозен и одной жизни для его воплощения не хватит.
Все кончилось еще быстрее, чем он ожидал. В конце 1925 года над восточным фасадом выросла колокольня святой Варвары — «игла, сшившая небо с землей», как назвал ее архитектор. А 7 июня следующего года 73-летний Гауди рано утром отправился в церковь Сан-Фелип- Нери, прихожанином которой он был. Думая, как обычно, о чем-то своем, он неспешно брел по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес и не услышал шума приближающегося трамвая. Гауди ходил этой улицей не один десяток лет, но трамвай там пустили совсем недавно. Вагоновожатый видел старика в поношенном черном сюртуке, но ожидал, что тот вовремя посторонится, и не замедлил ход. На полной скорости трамвай сбил архитектора, отшвырнув его, как тряпичную куклу. Извозчики не хотели везти его в больницу — ясно, что этот нищий не сможет им заплатить, — но кто-то из них сжалился и доставил его в больницу для бедняков, где его наскоро перевязали и оставили лежать без сознания с переломанными костями. Тем временем Гауди искали на стройплощадке храма, и в конце концов капеллан Хиль Парес нашел его в больнице. Но ничего сделать уже было нельзя — через два дня великий зодчий скончался и был похоронен в крипте Саграда Фамилия.
Руководителем работ стал его ученик Доменек Сугранес. Прилежно копируя замыслы маэстро, он был лишен его творческого полета, но все-таки смог достроить башни фасада Рождества. Однако в июле 1936 года в Испании началась кровавая гражданская война. Неделю спустя анархисты, настроенные против церкви, подожгли творение Гауди. Во время пожара погибло большинство чертежей и рисунков архитектора, хранившихся в крипте; сгорел и деревянный макет храма. Долгое время испанцам было не до строительства. Только в 1952 году правительство диктатора Франко приняло решение достроить Саграда Фамилия, сделав из нее приманку для иностранных туристов. Архитектор Франсиско Кинтана завершил фасад Рождества и начал строить фасад Страстей, в восстановленной крипте открылся мемориальный музей Гауди. Работы ускорились после падения диктатуры, когда за их организацию взялся внук одного из помощников Гауди Жорди Бонет. Он впервые назвал точную дату окончания строительства — 2026 год, столетие смерти создателя храма. Если раньше техника появлялась на стройке лишь на время, то теперь барселонцы постоянно могли видеть над башнями Саграда Фамилия силуэты гигантских кранов. Каждый этап, прежде чем воплотиться в камне, моделировался на компьютере. Архитекторы бережно изучили каждую оставленную Гауди бумажку, пытаясь как можно тщательнее воплотить его замыслы. Дошло до того, что едва ли не каждый камень обтесывали и подгоняли вручную, чтобы окна и элементы декора располагались на разной высоте.
Однако без скандала все-таки не обошлось — он случился в 1994 году, когда новый архитектор храма Жозеп Субиракс продемонстрировал публике свои скульптуры на фасаде Страстей. Эти грубые, экспрессивные, до предела упрощенные фигуры были совсем не похожи на творения Гауди, что и отметила группа каталонской интеллигенции, призвавшая «остановить насилие над шедевром в угоду туристической индустрии». Сторонники Субиракса в ответ обвиняли оппонентов в косности, напоминая, что сам Гауди хотел, чтобы фасады храма были не похожи друг на друга. Архитектор и правда говорил, что «в природе нет ничего одинакового», поэтому каждая созданная им башенка, каждая розетка хотя бы немного отличались от соседних как формой, так и оттенком. Но одобрил бы он настолько вольное толкование христианских образов, как у Субиракса? Вопрос остается открытым, хотя автор скульптур истово предан как католицизму, так и памяти Гауди. Работая над фасадом, он жил в той же крипте, что его кумир, и ходил в церковь по той же улице, откуда давно уже убрали трамвайные пути — на всякий случай.
Как водится, храм, который консерваторы когда-то называли «позором Барселоны», стал ее гордостью. В наши дни его ежегодно посещают три миллиона туристов — в полтора раза больше, чем знаменитый музей Прадо. Многие из них считают его главным собором каталонской столицы, хотя эта роль до сих пор принадлежит старинной церкви Святой Евлалии в Старом городе.
В 2000 году стены храма были наконец достроены, и началось возведение фасада Славы и средокрестия — пересечения несущих осей, на котором будет воздвигнута главная 170-метровая башня. В 2010 году Римская церковь признала храм пригодным для служения, и Папа Бенедикт XVI торжественно освятил его. Пользуясь случаем, испанские епископы — уже не в первый раз — обратились в Ватикан с предложением причислить Антонио Гауди к лику святых. Скорее всего, такое решение будет принято, ведь Саграда Фамилия сегодня многие называют «последним шедевром христианского искусства». Наверное, сам архитектор согласился бы с этим, но трудно сказать, что было главным для него самого — религия, которой он посвятил свое главное творение, или искусство, которому была без остатка отдана его долгая и не слишком счастливая жизнь.